- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

8 способов заговорить

Советы профессионального оратора

Чем риторика отличается от таких предметов, как русский язык и литература? К чему уже привело ее отсутствие в школьной программе? И как можно научиться грамотно и ярко выражать свои мысли самостоятельно? Рассказывает Владимир Аннушкин, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии.

Позвольте начать с решительного заявления: хорошую жизнь дурным языком не построишь. Согласитесь, грустно наблюдать людей, считающих себя вполне умными, но не способных выразить себя в слове и ясно выразить свои намерения. А кто из нас не мечтал говорить уверенно и убежденно в любых ситуациях?Владимир Аннушкин

Сегодня важно понимать, что общественное и личное благоденствие напрямую связаны с риторикой. Слово — повсюду, и в этом смысле вся наша жизнь — «сплошная риторика». Меня нередко приглашают на теле- и радиопередачи, вопросы которых сводятся к тому, где ставить ударение в словах «йогурт» или «мусоропровод», среднего ли рода слово «кофе», как научиться различать «надеть» и «одеть»?.. Либо к чему-то скандальному и скептичному: что не устраивает в преподавании русского языка, насколько плоха система ЕГЭ, почему у нас так много иностранных слов, или, что хуже всего, следует ли ввести сквернословие на телеэкраны… А вот о риторике не спрашивают. Между тем неумение вести содержательный диалог и есть результат недостаточного риторического знания.

Между прочим, Пушкин и его лицейские друзья были выучены, прежде всего, строгим учителем риторики и словесности Николаем Федоровичем Кошанским, который давал риторике следующее определение: «Риторика есть наука изобретать, располагать и выражать мысли». Что может быть важнее умения думать? А ведь мы сегодня плохо умеем управлять своими мыслями и чувствами и выражать свои идеи в нужном слове. От того так легко ввести нас в обман и манипулировать нашим сознанием, что мы не видим способы риторического обмана.

Владение риторикой показывает и уровень воспитанности человека. Что значит воспитать? — В том числе научить общаться, выражать свое мнение. В речи воплощается весь человек: его мысли, чувства, воля, духовные устремления, знания, стиль жизни. Едва ли в поговорке «язык мой — враг мой» имеются в виду люди воспитанные.

Нам сказано: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48). И хотя абсолютно совершенного человека не бывает, мы все-таки должны стремиться к тому, чтобы слово человеческое было подобно Слову Божию. Совершенствование речи тем важно, что многие грехи — от языка. Поэтому значение риторики гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд.

КАК РАБОТАЕТ РИТОРИКА

В современной школе риторику преподают в основном факультативно. На обязательном уроке русского языка мы прежде всего учим правила орфографии и пунктуации, на обязательном предмете «литература» пишем сочинения с использованием задолго до нас придуманных, шлифованных мыслей, развиваем письменную речь, а развитие устной выносим куда-то на периферию учебного плана. Что делать, нашему бедному учителю некогда: надо заполнять бумаги для министерства, отчеты, вести журналы и выполнять множество работы, которая отвлекает от его реального дела.

Поэтому сегодня, когда риторика не является обязательной учебной дисциплиной (как было в классическом образовании), существует немало заблуждений о том, что она собой представляет и как работает. Риторика — не многословие и пустословие, не «красивоговорение». Она требует знаний, эрудиции, стараний и тренировки. Всякую речь, которую ритор собирается произнести публично, он предварительно готовит или продумывает.

Ритор не заливается соловьем — он говорит для людей, а не для самовыражения. Он вызывает у своей аудитории нужные эмоции, настраиваясь на бодрое и энергичное общение. Произнося речь, он помнит, что обращается к людям, а не к бумажке с текстом выступления.

Он контролирует реакцию слушателей, видит заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Реплик из зала ритор не боится и реагирует на них спокойно, уверенно и полностью владея собой — своими мимикой, жестами, голосом. Ритор употребляет только литературные слова и выражения, без лишних иностранных заимствований, стремится к богатству слов и выражений. Все его фразы связаны, они четкие и ясные.

Завершение речи ритора энергично и оптимистично. Подъемом голоса и завершающей интонацией он показывает, что сказал все, что хотел сказать, и не забудет поблагодарить вас за внимание. Ритор человеколюбив, поэтому не говорит лишнего и не мучает людей своими речами. И даже если ритор проигрывает, он проигрывает достойно. Но самое главное, ритор говорит от сердца.

ВОСЕМЬ СОВЕТОВ

Людей, осознающих свои речевые проблемы, начинает интересовать вопрос: можно ли научиться грамотно и ярко выражать свои мысли? Уверен, что речевой талант имеется в каждом человеке, и в этом для меня, как для учителя риторики, — великий оптимизм риторического учения. Есть несколько советов, которые можно дать тем, кто приступает к овладению искусством убедительной и эффективной речи.

  1. Формируйте индивидуальный стиль. Не копируйте один в один чью-то чужую речевую манеру, проявляйте своеобразие.
  2. Приобретайте опыт речевых «сражений». Оратор не может сформироваться в тепличных условиях, поэтому если хочешь научиться говорить, — говори! Оратором становятся только в реальной практике, живых столкновениях, речевой борьбе. Не зря древние говорили: поэтами рождаются, ораторами становятся. Кстати, важно не превратить это в развлечение, не начать актерствовать, а готовиться к реальной профессиональной карьере: политика, судьи, предпринимателя, педагога. Нельзя риторику превратить в театр: артист говорит чужой текст и кого-то изображает, а ритор говорит собственные речи, отвечает за них головой, и Боже его упаси начать «играть»…
  3. Анализируйте собственные и чужие выступления, учитесь находить в них достоинства и недостатки. Завтра вы постараетесь не повторять вчерашних ошибок, а послезавтра забудете о них. Активное отношение к недостаткам собственной речи, самоанализ и стремление совершенствоваться, наблюдение за другими ораторами ведут нас к следующему совету.
  4. Возьмите за образец хорошего оратора и учитесь у него. Ответьте честно сами себе: чьему примеру вы следуете в жизни (притом что каждый из нас, конечно, желает быть самостоятельным)?
  5. Знакомьтесь с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей. Невозможно стать хорошим оратором (говорящим), не зная образцовых сочинений той культуры, в которой вы родились и формируетесь как личность.
  6. Упражняйтесь и практикуйтесь — пишите и произносите речи. Ежедневной муки тренировок и репетиций требуют искусство балета, музыки, театра, цирка, любой вид спорта… Точно то же касается и искусства речи.
  7. Декламируйте вслух образцовые тексты. Следует выбрать понравившийся вам текст (он может быть и прозаический, и поэтический), разобрать его с точки зрения содержания и стиля, а затем читать вслух, постепенно заучивая наизусть. Это могут быть и занятия с учителем, режиссером, но если рядом нет наставника, занимайтесь самостоятельно. Полезно записать себя на диктофон или на видеокамеру — тогда вы сами увидите свои недостатки (например, неумение стоять или, наоборот, двигаться), заметите слишком быстрый темп речи, отсутствие пауз, словесные повторы, однообразие интонаций и так далее. Результатом же работы над декламацией будут разработанное дыхание, яркий голос. Вы перестанете бояться говорить, во время выступлений будете сосредоточены не на самом себе, а на слушателях и материале своей речи, а именно это ведет к успеху.
  8. Занимайтесь техникой речи. Эти занятия предполагают комплекс упражнений на постановку дыхания, развитие ясного и четкого произношения, звучного, «полётного», голоса. Занимаясь техникой речи, оратор начинает понимать, что он говорит «всем телом», поэтому так важно правильно двигаться, раскрепощая свое тело и управляя жестами и мимикой. Произношение звуков, скороговорок, маленьких текстов позволяет сформировать правильные навыки речи, достигнуть автоматизма, который снимает скованность и позволяет внутренне окрепнуть и почувствовать силу своего слова.

Искусство убеждения — меч обоюдоострый, поскольку им может воспользоваться и честный человек, и бесчестный. Но чтобы быть хорошим оратором, — прочитываем у древних, — надо прежде всего быть «хорошим человеком». Важно помнить, что нравственные законы во все времена остаются прежними, что основой нашего языкового общения должны быть духовность, нравственность, понятие об истинной красоте, что остроумие следует понимать в исходном значении этого слова как «острый ум», а не только как юмор.

Есть еще и такой совет: чтобы научиться хорошо говорить, нужно сначала научиться молчать. Умея молчать, начинаешь слушать. Умея слушать, начинаешь мыслить. И проверять: а мысли-то у тебя чистые или грязные?

СПРАВКА «ФОМЫ». ОБРАЗЦЫ РУССКОЙ ОРАТОРСКОЙ КЛАССИКИ

Судебным красноречием отличались известные судебные деятели второй половины XIX — начала  ХХ веков Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони, П. С. Поро­ховщиков; академическим красноречием — профессора университетов историки  Т. П. Грановский, В. О. Ключевский, филологи И. И. Давыдов,  Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский — в XIX веке, Н. И. Конрад, В. В. Виноградов — в ХХ веке. Образцами духовного красноречия были многие церковные ораторы: митрополит Филарет (Дроздов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Образцы политического красноречия мы находим и у киевских князей, и у сподвижников Петра Великого (Феофан Прокопович), и в воззваниях Александра I, написанных по поводу нашествия Наполеона, и в речах деятелей начала ХХ века — Столыпина, Витте и многих других.

Баринова Дарья

Фома