- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Бог простит нам все, кроме отсутствия радости

Сегодня нам выпала большая честь опубликовать беседу высокопреосвященнейшего митрополита Александрупольского Анфима, посвященную актуальным проблемам, с которыми сталкивается греческое общество. Мы сердечно благодарим митрополита Анфима за то, что он был так добр и уделил нам немного своего драгоценного времени.

– Какие черты приобрело греческое общество после пяти лет экономического кризиса?

– Кризис разрушил “греческое блаженство”, существенно пошатнул институт семьи и подорвал социальное единство. И если наш народ еще не восстал против существующего порядка вещей, то это происходит только потому, что он не имеет идеологической зависимости, духовной стойкости и языковой одаренности сделать это. Я опасаюсь начала лихорадочного и искусно направляемого движения, которое приведет к неожиданным результатам.

– Как Вы считаетк, паства Вашей епархии переживает экономический кризис в той же степени, что и другие районы страны?

– В нашей епархии последствия кризиса более серьезны, поскольку провинция находится в упадке. Какие бы хорошие результаты не приносила взаимопомощь, недостаток научного потенциала, безработица, упадок культуры делают положение все более отчаянным.

– Какие возможности открывает кризис для духовной сферы? Какие из них, по Вашему мнению, были оценены по достоинству, а каким следовало бы уделить больше внимания?

– Я считаю, что благотворительная деятельность пошла на спад. Наши финансовые ресурсы на исходе. Мы уже опоздали с тем, чтобы внести свои предложения, направленные на то, чтобы помочь выжить нашей стране. Наша Церковь должна объяснить обществу, что такое следующие четыре добродетели: честность, трудолюбие, ответственность и социальная справедливость. В какой-то мере все они проповедуются и в Евангелии. Современный грек не боится умереть. Он боится жить. Наш час настал. Если наше слово сегодня опоздает, завтра оно станет едва слышным и будет раздаваться лишь “в ушах глухих”.

– Последние политические изменения создают условия для обострения религиозных страстей. Какую инициативу могла бы взять на себя Церковь для разрешения этой ситуации?

– На международном уровне эти конфликты принимают характер битвы титанов. Европа пребывает в страхе. Балканы трепещут. Три игрока нашей планеты разыгрывают партию в бильярд. Греческое государство не осознает масштаба разразившейся религиозной войны. Если Греческая Церковь не проявит гибкость, не докажет, что является Церковью, а не просто религией, не будет говорить правильные слова и поступать верно, я боюсь, что мы дадим властям предержащим повод, который они так ищут, – повод переступить через нас.

– Считаете ли Вы, что влияние Церкви в нынешних условиях сужается? В каких направлениях Церковь должна действовать, чтобы увеличить свое воздействие на общество?

– Влияние нашей Церкви не сужается. Дело лишь в том, что представители Церкви стали в меньшей степени “застегнутыми на все пуговицы”. Современный человек или задыхается от одиночества, или с головой уходит в свою деятельность, или теряется в безграничности Бога. Необходимо, чтобы слово наше было свободным от догматизма. Мы должны доказать, что ограниченность нашего языка не означает ограниченности истины. Пусть наша Церковь не будет привязана к прошлому. Один современный богослов сказал, что в Церкви мы “тоскуем, когда не можем поступить иначе, тоскуем, когда не живем”. Нам следует расстаться со своим псевдо-миром. Порой, чтобы решить свои проблемы, понадобится бороться с традицией. Но силу бороться с традицией нам даст опять же сама наша традиция. Современный человек нуждается в радости и любви. Бог простит нам все, кроме отсутствия радости. Он не простит нам и того, что мы забываем о том, что Он сотворил и спас этот мир. Там, где нет радости, христианство превращается в муку. Мы, иереи, призваны создавать. И лучше мы будем казнены как преступники, чем будем жить в безоблачном счастье, как умалишенные.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Пемптусия