- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Игумен Силуан (Туманов). В Царстве Пресвятой Троицы

В древности в Константинополе, всегда бывшем образцом для провинциальных приходов, в дни крупных церковных праздников люди не сразу собирались в центральном храме святой Софии на литургию, а сначала обходили с крестным ходом почитаемые храмы и святыни города.

Там возносили короткие молитвы, а между остановками пели псалмы по строчкам, с припевами. На остановках диакон призывал всех помолиться снова и снова («паки и паки»), а епископ читал молитву, благословляя собравшихся.

Сама литургия начиналась уже с пения Трисвятого, когда епископ с участниками крестного хода и ожидающими его в притворе храма людьми входил в центральную часть храма Святой Софии.

Впоследствии эти псалмы вошли в богослужение уже и в те дни, когда крестного хода перед литургией не было. Так исторически появились наши антифоны (это слово можно перевести как «попеременно поющиеся стихи), то есть стихи из 102, 145 и других псалмов, которые до сих пор и поются в начале литургии.

***

Литургия, богослужение, за которым мы причащаемся святых Христовых Таин. Это самое главное, ради чего христиане собираются в храм. Сам Бог заповедал нам причащаться, вспоминая Его ради нашего спасения: «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк, 22: 19, 20).

Не случайно, что она начинается торжественным прославлением Бога. Бога Единого в Святой Троице.

Стоя перед престолом, священник изображает над ним знак креста напрестольным Евангелием – большой, украшенной и предназначенной для чтения в Церкви книгой – и торжественно возглашает:

«Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

Храм наполняется светом паникадил, в особо праздничные дни открываются Царские врата. Хор от имени всех нас, молящихся в храме, отвечает древним библейским подтверждением истины – «Аминь!».

Диакон на амвоне размеренно читает мирную ектению, содержащую наши просьбы о самом насущном для христианина – молитвы обо всех нас, пришедших в храм, вообще обо всех христианах, о мире в нашей душе, посылаемом свыше, о спасении наших душ, о мире во всем мире, о церковных и светских властях, чтобы придерживались истины и поступали по Заповедям Божиим, о нашем городе, о хорошей погоде для урожая, о путешествующих и больных и пр.

Хор торжественно, опять же от нашего имени, отвечает на каждое прошение – «Господи, помилуй!».

Заканчивается ектения воспоминаем о молитвенном предстательстве за нас Пресвятой Богородицы и всех святых и призывом предать, посвятить всю нашу жизнь Христу Богу.

Священник в это время тихо молится:

Господи Боже наш, Чья власть несравненна и слава непостижима, чья милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыка, по благосердию Твоему воззри на нас и на этот святой храм, и яви нам и молящимся с нами неистощимые милости Твои и щедроты Твои.

Затем громко завершает молитву:

Яко подобает (=потому что Тебе приличествует) Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

После этого хор начинает петь антифоны. В обычные воскресные дни первый – это псалом 102-й, второй – псалом 145-й. В праздники псалмы могут быть другими, но после второго антифона всегда будет петься древний гимн VI века «Единородный Сыне».

Между антифонами диакон снова призывает нас помолиться Богу, а священник тихо читает молитвы, завершаемые возгласами.

Третий антифон обычно состоит из Евангельских заповедей блаженств. Если в начале литургии Царские врата открываются в особых случаях, то перед пением этого антифона врата открываются всегда. И мы можем видеть, как священник и диакон целуют престол, берут Евангелие с престола и выходят левыми – северными вратами иконостаса на амвон для входа.

Впереди диакона, несущего напрестольное Евангелие, идут алтарники со свечами, символизирующими свет Христова учения, распространившийся по всему миру. За диаконом идет священник, молящийся обо всех нас, вошедших в храм:

Владыка, Господи Боже наш, установивший на небесах полки и воинства Ангелов и Архангелов для служения Твоей Славе! Пусть со входом нашим совершится вход святых Ангелов, с нами служащих и славословящих Твою благость. Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

После пения хора диакон, испросив благословение священника на вход, изображает Евангелием в арке царских врат знак Креста и громко произносит:

«Премудрость, прОсти!»

Нет, он не просит прощения. ПрОсти и простИ – разные слова. Эту фразу можно перевести так: «встаньте благоговейно перед мудростью святого Евангелия!»

Хор призывает нас поклониться Христу и поет короткие молитвы — тропари и кондаки дня, храма и празднуемых святых. В них кратко описывает жизненный подвиг святых, духовный смысл событий, значение их для нас.

Священник в это время перед престолом тихо молится о том, чтобы наше пение было благосклонно принято Богом:

Боже святой, во святых (=в непостижимом для человека Царстве святости) почивающий, Трисвятым возглашением Серафимами воспеваемый и Херувимами славословимый, и от всех небесных Сил принимающий поклонение! Ты, из небытия в бытие приведший все, создавший человека по образу Своему и по подобию и всеми Твоими дарами его украсивший, дающий просящему премудрость и разум, и не презирающий согрешающего, но установивший покаяние во спасение. Ты удостоил нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, и в этот час встать пред славою святого Твоего жертвенника и подобающее Тебе поклонение и славословие приносить. Сам, Владыка, прими и из уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети нас во благости Твоей, прости нам всякое согрешение как вольное, так и невольное, освяти наши души и тела, и дай нам с благоговением служить Тебе во все дни жизни нашей, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых, от сотворения мира Тебе благой жизнью угодивших.

Когда хор пропоет последний кондак, священник завершает молитву возгласом:

Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно.

Диакон выходит на амвон и продолжает возглас священника словами древней молитвы за Царей, ныне ставшей молитвой за всех нас:

«Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!»

Хор повторяет эту молитву, и тогда диакон громко завершает возглас, обводя всех в храме орарЁм — наплечной лентой, украшенной крестами:

«И во веки веков!»

«Аминь» отвечает от всех нас хор и начинает петь Трисвятое:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Этот гимн поется три раза, затем поется малое славословие «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», и повторяется его вторая половина, после чего еще раз поется целиком.

Изредка тут поются другие гимны. В праздник Пасхи и Богоявления, например, споют древний крещальный гимн «Елицы (= те, кто) во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуйя!» А в праздники поклонения Кресту споют «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!»

Тем временем в алтаре священник с диаконом трижды читают то же Трисвятое и, поцеловав престол, переходят на Горнее место, у самой восточной стены храма, чтобы там, по древней традиции, выслушать чтение Священного Писания — апостольские послания и Евангелие.

Выслушать Слово Божие.

Фома