- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Нищета Бога

Бог – вседовольный…

Эта строка из учебников Закона Божия вызывает запинку – какое странное слово, как оно «не подходит» тому, что наше сердце уже узнало о Боге. Да, непостижимый, бесстрастный, всемогущий, всеведующий… — но вседовольный?! Разум страшится и гонит от себя кощунственное представление о каком-то хорошо устроившимся языческом божке. Такую шутку порой играет с нами церковно-славянский, мощный и сильный язык, врываясь в наши уши, неготовые воспринимать его, приводя наши мысли на грань кощунства… Но – разве нет у нас, людей, хорошо знающих жизнь, людей, которые уже расстались с романтикой юности, печального неверия в то, что Кто-то отдал Себя целиком и ничего Себе не оставил? Разве вправду бывает так – Как будто вышел человек, И вынес, и раскрыл ковчег, И все до нитки роздал… (Борис Пастернак. На Страстной) «У меня совсем нет денег!» — жалуется одинокая пожилая дама. – «Пенсии нет — пенсию я откладываю на книжку.  А на зарплату делаю ремонт! И на покупки немного, и в Грецию съездить тоже приходится, там такая благодать.» Неужели Бог ничего-ничегошеньки не оставил Себе в заначку? Волею обнищал еси, естеством богатый Христевзалкал еси постився, насыщаяй всякое животно. (Вторник 6-й седмицы Великого поста). Мы знаем, что у Бога все есть, мы считаем, что Он «может дать или не дать нам блага» — и вот, Он стоит перед нами – одинокий Странник, Муж скорбей, грядущий на Крест, непризнанный Мессия Израилев. Что Он может дать нам? Что мы можем просить у Него? «Я не могу молиться Богу» — сказала одна девочка. – «Мне стыдно Его просить». И после длинных разъяснений ей о гордыне, о смирении, о том, что надо, надо, надо просить Бога, она в отчаянии заплакала и тихо сказала: «Как же я могу Его просить о чем-то? Его же распяли, Он так страдал… я просто целую крестик, который ношу на шее, и не прошу Бога ни о чем» «Пою я Христу — на древе руки мне простершаго, обнаженному, и зовущему меня к себе, чтобы согреть Своею наготою» — говорит автор Октоиха воскресного. Согреть Своей наготою… Он – проповедующий радость и блаженство для нищих, был нищим Сам. Он делил трапезу с нечистыми и изгоями – и Сам превращался в глазах праведных фарисеев в изгоя. Он являл Бога, разделяющего с грешниками свой последний кусок хлеба. А кто разделит свой последний кусок с Ним? Кому не жаль для Бога-Странника, для Бога-Нищего? Шел Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом в дуброве Жамкал деснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: «Вишь, какой убогой,— Знать, от голода качается, болезный». Подошел Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь… И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй… маленько крепче будешь». (Сергей Есенин) Мессианство Иисуса было отвергнуто теми, к кому Он пришел – у Него в руках не было ни власти над миром, ни стремления к ней. Он не считал, что плохого римского кесаря надо заменить хорошим иерусалимским кесарем. Он был Странником, возвещающим милость Бога к людям. Он отдал Себя – для того, чтобы путь к Нему никогда и никем не смог быть загражден. Нищета Его явилась великой силой. Сила… Бог Сильный – Эль Шаддай, Бог, открывшийся Аврааму. Это имя и переведено было на греческий как «иканос», на церковно-славянский – как «вседовольный», а на латинский – как «всемогущий». Но, как считают некоторые исследователи, в этом слове – не только сила. Это однокоренное слово с тем, что означает материнскую грудь. И что же может дать ребенку мать, кроме себя самой? Когда Бог пришел на землю младенцем, Богоматерь отдала Ему Себя – и утробу Свою, и молоко Своё, и великую любовь Свою – словно восполняла Она всю человеческую недо-любовь всех будущих поколений, которым Сын Её, Святой Крепкий, отдаст Себя, и которых выкормит для жизни божественной Своими Телом и Кровью. Здесь никакого обмена и обмана. Просто – отдать всё. Не бояться чужой и своей нищеты. Шагнуть вместе с Ним, Сыном Божиим, в Его тайну. «и узнаешь, что Я Господь — Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. (Ис 60:16) «Он Сам есть полнота, полнота такая глубокая, такая таинственная, что мы можем только прикоснуться к ней, когда благодать снисходит к нам, когда Он Своими энергиями и Своими таинствами достигает до нас.» — объясняет слово «вседовольный» митрополит Антоний Сурожский. И когда в тайне Своей великой Он является нам, Бог Крепкий, Бог Авраамов, ставший бездомным Странником – не понарошку, для испытания, как у Есенина, а всерьез, и мы словно услышим страшную правду – о том, что у Него ничего нет для нас – ни венцов, ни почетных мест, ни утонченных духовных ощущений. Ничего. Только Он сам. Будешь ли ты со Мною – просто так, делить хлеб Моей нищеты? «Друг ли ты Мне?» Освободив потоки вод, Замки срывая с рек, Он собирает хоровод, Неистовый Хорег! Но кто за Ним дерзнет пойти, Сквозь свет и синеву – Пить от потока на пути И вознести главу? Подаст Он ланям водопой, Замки срывая с рек – Веселый Странник, Бог Живой, Убитый Человек. Но – посмотри! – средь света дня Зовет Он в хоровод! Не опалит Его луна, И солнце не ожжет. Лишь Серафим со взмахом крыл, что светел, синь и ал, в смятенье помнит, как Он жил и как Он умирал. Но — не дано теперь прервать Веселый путь Его! …Лишь Сам Себя Он может дать, А больше – ничего. Его рука раздвинет рожь, Пронзенная гвоздьми, И, хоть охватит сердце дрожь, Но – хлеб из рук возьми! Освободив потоки вод, Замки срывая с рек, Он созывает хоровод, Неистовый Хорег!

Ольга Шульчева-Джарман

Православие и мир