- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Основы и путь христианской жизни (Часть 1)

Христианская жизнь основывается на таинствах Церкви. Таинства — не магические действия, которые механически изменяют человека и его жизнь. Они являются дарами Божьими, которые с согласия человека и в сотрудничестве с ним обновляют его бытие. Через видимые таинства Церкви передается невидимая Божественная благодать. Крещение, Миропомазание, Евхаристия — это основные таинства, через которые человек входит и пребывает в Церкви как Теле Христовом. Таинства формируют новый образ жизни человека.

Участие в таинствах – это добровольный выбор человека, чтобы следовать за Христом и, уподобляясь Его образу, изменять свришествие.

Находиться в Теле Христовом не означает быть пассивным, наоборот, это динамический процесс. Он не ограничивается только участием в таинствах Церкви, но выражается в любви ко Христу и исполнении Его заповедей. Любовь ко Христу подразумевает соблюдение Его заповедей, соблюдение же заповедей Христовых сохраняет человека в любви Его. Только тот, кто соблюдает заповеди Христовы, пребывает «во Христе и Христос в нем»

Однако единство со Христом предусматривает отказ от «мира сего». Христианская жизнь не совместима с обычной жизнью «мира сего», она кажется парадоксальной и коренным образом отличается от нее. Жизнь «мира сего» отдаляет от Христа. Жизнь христианина, который является членом Тела Христова, должна быть подобна жизни и воле Его. Если же жизнь не подобна Ему, то единство со Христом и пребывание в Теле Его невозможно. Св. Николай Кавасила говорит, что необходимо иметь общую волю с тем, с которым мы имеем общую кровь, чтобы мы не казались в одном едиными, а в другом разделенными. Если христианин не живет согласно воле Христовой, он остается другом «мира сего».

Противоречие жизни христианина с жизнью и волей Христовой не ограничено только его нравственной стороной, но это касается и его онтологичности. Точнее сказать, в конечном итоге восходит к его сущности. Это противоречие похоже на духовную шизофрению, которая довольно часто встречается в жизни христианина, особенно в наше время. Несомненно, эта шизофрения в некоторой степени отображает общее заболевание человечества, ведь все люди как творение «по образу Божию» должны стать образом Христовым и жить согласно воле Его и подобию, но, к сожалению, так не происходит.

Согласованность воли человеческой с волей Христовой не является чем-то простым или полностью достижимым. Но, несмотря на это, необходимо пребывать в Теле Христовом и соответствовать званию христианина. Без настойчивой борьбы с грехом и желания положится на волю Божию, дар, данный верующему через таинства, не приносит плода и меркнет. Это означает, что подвиг является значимым фактором в христианской жизни и неотъемлемой нравственной основой христианского учения.

Христианство имеет эмпирический характер. Это не теория, которая мысленно постигается, но истина, которая живет эмпирично. Истинность христианства выражена в образе жизни согласно воли Божией. Образ жизни, согласно Его воли, говорит о его божественном начале: «кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я сам говорю[2]». Непостижимый по сущности Бог открывается в этом мире как живой Бог через свои энергии, которые показывают не только свою сущность, но и образ Божий.

Заповеди Христовы, замечает архимандрит Софроний, «в своей сущности показывают Божественную жизнь на земле». Заповеди говорят человеку, что они даны самим Богом, и исполнение их дает человеку в его личной жизни общение с Богом. Преп. Максим Исповедник пишет: «Божественный Логос таинственно присутствует в каждой из Своих заповедей… Поэтому воспринимающий божественную заповедь и исполняющий ее воспринимает находящегося в ней Логоса Божия. А воспринявший через заповеди Логоса, через Него и в Нем естественным образом совоспринял и Духа Святого».

Догмат и нравственность переплетены и прочно связаны неразрывным единством. Апостол Павел говорит о крещении как о входе в Церковь и о его нравственной значимости в жизни верующих: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть и соединены и подобием воскресения».[3]

Крещение – это важнейшее событие в истории человеческой жизни. Оно формирует новую онтологичность, запечатленную присутствием благодати Духа Святого. Человек становится участником смерти Христовой, но как следствие этого, он так же участвует и в Его Воскресении. Умирает ветхий человек и рождается новый, приобретая жизнь уже во Христе. Таким образом человек становится на новый путь в его жизни с Богом.

Данная перспектива намного шире человеческих возможностей и превосходит человеческие силы. Но как человек может рассчитывать на перспективу жизни с Богом? Как соучаствовать в смерти Христовой и пребывать «в обновленной жизни» как причастнику Его воскресения, когда он продолжает находиться под державою смерти и тления? Участие в смерти Христовой означает, что человек добровольно соглашается принять ее. Поскольку все совершается во Христе, христианин, по своей воле, добровольно делает свой выбор, но не как сторонник смерти, а как сторонник жизни. Он выбирает смерть во Христе, потому что Христос есть жизнь истинная. В своем стремлении ко Христу и жизнью во Христе, верующий может ежедневно умирать, потому что он может снова оживать «в обновленной жизни» благодатью святого Духа.


[1] Рим. 6:4

[2] Ин. 7:17

[3] Рим. 6:4

Источник: Журнал “Богословие” (“ΘΕΟΛΟΓΙΑ”), 1/2011

Продолжение следует…

Пемптусия