В поисках турецкого клада
– Отец Александр, вы когда-нибудь оказывались в ситуации, из которой, на первый взгляд, не было выхода? – Да. Дело в том, что я по простоте душевной охотно соглашаюсь на разные авантюры, какие-то предложения, которые кажутся интересными. У меня был случай, когда я в 2008 году по приглашению незнакомых турок ездил в Турцию в качестве священнослужителя «искать клад». Эти самые незнакомые турки приехали к нам в Алма-Ату, пришли в епархию и сказали, что у их дедушки есть какой-то клад, который они «видят, но почему-то не могут взять», потому что клад христианский. Чтобы его взять, надо, мол, чтобы христианский священник почитал Инжил (Евангелие). В епархии спросили: «Поедешь с ними?» Я согласился, мне было интересно и с миссионерской точки зрения – почитать для них Евангелие. Но оказалось, во мне видели какого-то шамана-кладоискателя, который должен был найти им какой-то клад, неведомо где зарытый.В итоге привезли в горы, километров 300 от Стамбула, и сказали: «Ну что, батюшка, показывай, где тут лежит клад».Я понял, что могу обратно просто не вернуться. Священнослужитель пропал в каких-то дебрях Турции, кто бы меня нашел там?
Отец Александр в Турции
У нас нет задачи укреплять государственность, мы просто делаем свое дело
– Расскажите об особенностях служения православного священника в Казахстане. – Особенностей очень много. Допустим, мы спокойно служим молебны за некрещеных людей, на что получили в свое время благословение правящего архиерея. Я считаю, что это вполне нормальная ситуация, ведь речь не идет о Бескровной Жертве, потому что некрещеные люди к ней не причастны, а вот помолиться о добре, о каком-то успехе, я считаю, что в этом ничего запрещенного канонами нет. Сейчас много в России читаю о роли православия в российской государственности, духовных скрепах. У нас тут ничего подобного по понятным причинам нет. И я рад этому: мы просто занимаемся своим делом, у нас нет задачи укреплять государственность, поддерживать какими-то запретами нравственность, у нас просто назначение – рассказывать о Крестной Жертве, о Спасителе, совершать свою обычную священническую службу… – Насколько мне известно, в Казахстане принимаются законы по ограничению религиозной деятельности. – Действительно, в Казахстане все больше становится ограничений, связанных с религиозной деятельностью, но я, как живущий в этой стране, понимаю, зачем власти это делают. Здесь, особенно на западе Казахстана, сильны радикальные течения ислама и потому государство хочет обезопасить своих граждан. Да, от этих ограничений мы потерпели определенный ущерб. Несколько лет назад были закрыты все тюремные православные храмы и мечети, но нельзя ведь закон сделать выборочным – закрыть одних, а других оставить. Наши священники и сейчас могут посещать тюрьмы. Но в Казахстане категорически запрещено посещать школы священнослужителям любых вероисповеданий. То есть я просто могу приехать к своему сыну в школу как его отец, скажем, на родительское собрание, например, но прийти туда как священник не имею права. – Воскресные школы для детей разрешены? – Да, они работают при каждом храме. У нас очень хорошо развито молодежное движение. Молодежь общается между собой, участвует в семинарах и еще во многих интересных мероприятиях. Но все – при храмах. Вне храмов религиозная жизнь в Казахстане осуществляться не может. – Кто ваши прихожане? – Я служу в кафедральном соборе, и у нас есть какой-то определенный костяк прихожан, который можно назвать приходом, что составляет процентов 40 от общего количества посетителей. Ничего нового я этим не открою: кафедральные соборы и здесь, и в других местах – это не просто приход, а некая визитная карточка Церкви, «демонстрационная версия». Приходы как общины, кстати, не всегда формируются при кафедральных соборах, но у нас есть этот костяк, который можно таковым именовать. К нам ведь приходят и как в музей, и послушать церковную музыку (у нас очень хорошие хоры в Вознесенском соборе; под руководством заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Овчинникова Олега Николаевича, есть замечательный мужской коллектив под руководством игумена Филиппа (Моисеева). В целом же в Казахстане Православная Церковь занимает особое место. Конечно, для верующих Церковь – возможность литургического общения. Но, поскольку русскоязычные люди в Казахстане все-таки в меньшинстве, Церковь для них еще и часть их идентичности, возможности личного общения с единоверцами. Мне кажется, они больше дорожат Церковью, чем россияне.У вас Церковь – нечто само собой разумеющееся, бытовая часть жизни, а здесь – отдельный островок в другом мире…Есть среди казахстанских православных казахи, мало, но все-таки есть. Даже – священнослужители: только в Алма-Ате их четверо.
С прихожанами
От родителей я научился порядочности, а вере – они от меня
– Как ваша семья оказалась в Казахстане? – Мои родители оба из одного региона – это Украина, Полтава. Оказались в Казахстане в самом начале 70-х годов, по распределению из университетов. Отец сначала был пограничником, а потом работал энергетиком на разных предприятиях города, мама у меня более 30 лет работает в строительстве, в проектном университете. Могу сказать, что научился от них порядочности, а вере они научились, скорее всего, уже позднее, от меня. Как-то в детстве, в 1985 году, я нашел кошелек, в нем 210 советских рублей. Большая, просто огромная сумма, но я был честным пионером и отдал его мороженщице. До сих пор помню радостное чувство, что поступил правильно, хотя мне все знакомые говорили, что вот, ты такой-сякой, можно было взять себе, а ты отдал. А больше особо ничего не помню: начался такой период, что не до сентиментальности было – талоны, очереди за продуктами первой необходимости по три и больше часов в день. Это нас рано ввело во взрослую жизнь, остальное не имело значения. – Когда начался развал Союза, почему родители не уехали? Многие же уезжали, бросали дома, продавали задешево. – Я и не помню в семье такой мысли, что надо бы уезжать. Да, действительно, привычный мир в какой-то момент рухнул, да, выживали как могли. Я к 1991 году еще учился в школе, и каждые каникулы приходилось где-то работать. Как раз в это время я получил специальность электрика, затем – заработал аллергию на парфюмерной фабрике, где я был грузчиком.Август 1996 года. Студент МДС
Мы стояли в храмах и ждали, чтобы нас что-то просили делать. Мы радовались любой работе, любой возможности помочь.Сейчас, уже став руководителем, скажу, что заставить пономарей помыть полы в алтаре – проблема. У нас было почему-то совершенно другое отношение. Понятно, что вся помощь – бесплатна, более того, в эти крайне бедные годы мы готовы были помогать в храме целыми днями. Думаю, тут именно чудо заставляло, вело нас. Где-то в 1992–1993 году у меня в жизни было два откровения, после чего я точно знаю, что Бог есть. Но эти вещи слишком личные, и я не буду описывать их. Наверное, в жизни каждого человека есть какие-то индивидуальные знаки, предназначенные только для него. Я только одну фразу скажу: почувствовал реальное присутствие Божественной благодати. Как ни банально это звучит, но все именно так. Краткое состояние духовного счастья, полученное в молитве, которое я не могу описать. К моему стыду, даже в более зрелые годы, уже став священником, прослужив почти 19 лет, я больше таких откровений не испытывал никогда.
Протоиерей Александр Суворов
«Не система делает человека святым или грешным, а личная свобода и совесть»
– Когда человек только приходит в Церковь, испытывает неофитский восторг. А потом оказывается, что в Церкви – такие же люди, как и везде, со своими недостатками. У вас не было разочарований? – Мне очень рано дали почитать книгу отца Валентина Свенцицкого «Диалоги». В этой книге я нашел ответ на все сомнения: всякий грех в Церкви не есть грех Церкви, а есть грех против Церкви. В Церкви, здесь, на земле, много нестроений, и мне порой приходится видеть вещи такие, которые даже в светском учреждении считались бы низкими, недопустимыми. Причем их допускают порой церковные люди, которые находятся в алтаре. Это страшно, но никогда у меня не возникало мысли о том, что так учит Церковь или Церковь их сделала такими. Когда я поступил в Московскую семинарию, инспектором академии был архимандрит Сергий (Соколов), в будущем – епископ Новосибирский и Бердский. Он сказал нам очень важные слова: «Вот вы поступили. Через некоторое время будете говорить, даже с некоторым раздражением, что вот, “система”. Нужно помнить, что из этой системы выходили как негодяи, так и святые люди, и это было потому, что не система делает человека святым или грешным, а личная свобода и совесть каждого. Свобода есть величайший Божественный дар, который оставил Господь человеку».У меня всегда было понимание того, что и в священстве чего-то идеального, почерпнутого из литературы XIX века, не будет.Конечно, мы восхищались лесковскими временами, но внимательное прочтение того же Лескова давало понять: там не все было идеально, у каждой эпохи свои проблемы. Да, действительно, порой было очень трудно, порой разрывался шаблон о том, как оно должно быть и как оно на самом деле существует. Было много примеров, слыша о которых, кроме возмущения, ничего не приходило на душу. Приходилось как-то себя успокаивать, и появлялось понимание того, что надо прежде всего внимать себе и преображать мир, общество вокруг себя. Помните определение Церкви у Хомякова, что это – сообщество людей, стремящихся в своей жизни исполнить Священное Писание, именно стремящихся – это не общество достигших. Поэтому да, мы все грешные, да, хромые, да, порой косые, но все-таки церковные. У нашего нынешнего митрополита Александра есть хорошая фраза, которую он любит повторять: «Когда ты занимаешь в Церкви какую-то должность, руководствоваться надо главным: не навреди».
Выпуск
Я спросил у одного наставника, более старшего: «Извините, а какие у меня права и обязанности?» Мне ответили: «Прав нет никаких, обязанностей очень много», – о которых мне потом и рассказали.Действительно, здесь и связь с исполнительной властью, забота о коммунальном хозяйстве, о ремонте, о богослужении, о графике священнослужителей… Мне было тогда довольно трудно.
С Патриархом
Вознесенский собор
Иногда мне говорят: «Батюшка, вы меня обидели 5 лет назад»
– Бывает, особенно в начале пути, священник берет ответственность за важные решения в жизни прихожан, благословляет, например, жениться или нет. Вы чувствуете вину за подобные решения? – Я с самого начала боюсь делать такие вещи. В свое время я сам оказался под подобным духовным руководством, в такой системе, где было принято благословлять на женитьбу, благословлять на монашество. И я видел последствия таких браков, последствия такого монашества, и мне страшно стало от подобного. Ведь у человека есть своя голова, которую ему Господь Бог дал, и разум свой. Когда человек снимает свою голову с плеч и отдает кому-то думать, это приводит к страшным духовным и не только последствиям. Но я благодарен и этой жизненной школе. Бывает, конечно, приходят ко мне: «Ехать в Россию или нет? А дочке моей выйти замуж за этого человека или нет?» Милые мои, я не могу отвечать на такие вопросы, нельзя отвечать на такие вопросы, не должен священник этого делать. Я могу дать только непрямой совет, и то исходя из своего опыта или опыта, описанного в книгах. Допустим, спрашивает девушка, стоит ли ей выходить замуж за конкретного человека, который выпивает, я мог сказать: «Готова ли ты исправить его? Или, может быть, готова терпеть жизнь с пьющим?» Все, что-то более определенное, конкретное священник просто не имеет права говорить, он не должен брать на себя функции Бога. Да даже не Бога: Господь часто не вмешивается в эти отношения, оставляя людям свободу. Наверное, где-то была грубость, резкость в общении с прихожанами, потому что бывает такое – приходят на Прощеное воскресение некоторые люди, в основном женщины, и говорят: «Знаете, батюшка, вы меня обидели пять лет назад, я до сих пор не могу простить вам этого». Я прошу прощения, хотя даже не помню этих ситуаций, но, конечно же, они были, и я чувствую свою вину за них. Приходят совершенно разные люди. Бывают случаи, когда не можешь кому-то помочь. Как-то я и еще один священник пытались помочь двум бездомным, мы их взяли, дали им кров, дали работу, чтобы зиму хотя бы пережили, морозы. А в мае они ушли и к июлю оба умерли от пьянства где-то под заборами. До сих пор не знаю, мог ли я спасти их тогда или нет. – Вспомните самое тяжелое, с чем столкнулись во время служения? – Несколько лет назад 3 декабря было отпевание молодого парня, бойца Комитета национальной безопасности (это аналог вашего российского ФСБ), его убили во время антитеррористической операции под Алма-Атой. У гроба – двое маленьких детей лет трех-четырех, кричащих: «Папа!», молодая жена в ужасном от горя состоянии, а у тебя даже нет слов утешения, ты ничего не можешь сказать этим людям в их безудержном горе.Леность к созиданию огорчает меня больше всего
– Несколько лет назад вы получили юридическое образование. Для чего? – Да, я получил юридическое образование в Санкт-Петербургском юридическом гуманитарном университете, который окончил с красным дипломом. Будучи председателем Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Православной Церкви Казахстана, я постоянно сталкиваюсь с какими-то юридическими вопросами. Буквально вчера мы обсуждали новые изменения к законодательству. Так что, чтобы разбираться в тонкостях этих самых взаимоотношений, в юридическом статусе Церкви, в наших правах, – надо знать законы. Кроме того, я понял, что каждый священник помимо духовного образования просто обязан иметь светское образование, ведь он общается с людьми разного уровня. Мне высшее светское образование очень помогает, я ни разу не пожалел, что отучился шесть лет, будучи уже в сане. Причем у меня было не заочное, а вечернее отделение. Выполняя послушание ключаря собора, в течение пяти лет я три-четыре раза в неделю ездил на лекции, благо в нашем городе есть полноценный филиал этого университета, слушал, конспектировал, сдавал экзамены, еще через год – защищал диплом. Кстати, мне было приятно, когда на мою защиту дипломной работы, которая проходила, разумеется, в городе на Неве, пришел настоятель Николо-Богоявленского Морского собора Петербурга протоиерей Богдан Сойко. Мне ни разу не пришлось пожалеть о полученном образовании. Кто знает, может и не последнем. Например, сейчас особый интерес для меня представляет социология. Тоже, кстати, важная наука для священнослужителей. – От чего особенно устаете? – Бывают такие дни, когда надо очень много сделать «бумажной работы»: написать рапорт митрополиту, ответить на какие-то письма, согласовать с подрядчиками какие-то строительные смеси, и ты сидишь за столом, и перед тобой толстая папка с документами, которые надо изучить. Сидишь, сидишь, потом понимаешь: все, нет сил, голова не работает. Я унывать – не унываю, просто махну рукой и пойду спать. – На какие деньги идет реставрация Вознесенского собора? – Это полностью заслуга нашего митрополита Александра (Могилева), он нашел спонсоров, готовых поддержать реставрацию. Дело в том, что наш кафедральный собор, шедевр мирового деревянного зодчества – собственность государства, значимый памятник архитектуры республиканского значения, жемчужина Алма-Аты.Вознесенский собор
С Нурсултаном Назарбаевым
Мы порой смотрим на Запад, говорим, как они живут, какие молодцы, но мы же сами строим свою жизнь, кто мешает нам быть молодцами? В горах – горы мусора, кто его туда бросил – американцы? французы? Нет, мы сами все это делаем.Меня огорчает, что люди не думают о последствиях, что нет созидательной силы… – А с чем особенно хорошим, вдохновляющим сталкиваетесь? – Вдохновляет, когда люди, не обязательно даже верующие, делают какое-то доброе дело бескорыстно. Ко мне приходит много страждущих, есть среди них обманщики, а есть действительно нуждающиеся в помощи. Но сам я всем помочь не могу и обращаюсь, в том числе через соцсети, к другим людям. Вот как-то мама четверых детей легла в больницу, я призвал ей помочь, и одна женщина взяла и просто оплатила ей весь курс лечения и медикаменты. Это действительно вызывает радость. Знаете, я ведь тоже каюсь, вспоминая, как лет десять назад радость вызывал у меня новый смартфон. Было же, надо же эти этапы тоже проходить, а сейчас совершенно безразлично это. Смотришь – суета какая-то наивная. Может, еще через десять лет у меня тоже изменятся аксиологические ориентиры. – Чего вы больше всего боитесь? – Предательства. Речь идет даже не о семье, я очень люблю свою супругу, верю ей, она меня никогда не подводила, а предательства друзей. Я привык верить людям, а люди меня часто обманывают (понятно, что речь не о тех, кто рядом много, много лет). Речь идет не о финансовых скорее вещах, это слишком мелко, чтобы вспоминать, как кто-то тебя «кинул» на какую-то сумму. Расстройство от этого быстро проходит. Глубже остается неправота в человеческих отношениях. Лицемерия. Прежде всего в себе его боюсь. Это какая-то ненастоящая личина, вот как искусственные заменители меда. Они вроде и сладкие, но проку в них никакого. Надо всегда стараться быть тем, кем являешься на самом деле. Не нравится свой настоящий образ – исправляй его. …Был в Вознесенском соборе один пономарь, давно, еще в 2002 году, его выгнали, причем выгнали еще до того, как я стал ключарем собора. А у него в голове это все как-то наложилось, смешалось, и я стал для него самым большим врагом. Он долгое время пытался воевать со мной в интернете, писал какую-то клевету, гадости. Сначала меня это задевало, а потом правда стало жаль человека. Ведь он там где-то один сидит, пишет это все не от того, что у него хорошо на душе. Где-то нам не хватило любви… С другой стороны, не стоит переживать о ситуации, если ты ее не контролируешь. – Как любите отдыхать, чем интересуетесь? – Поскольку наша Алматинская область представляет собой совершенно уникальный природный ландшафт: тут и ледники, и пустыни с каньонами, водопады и озера, – люблю путешествовать на машине, любуясь этими красотами. Но, к сожалению, в последнее время все меньше таких возможностей. Слишком много важных и нужных дел еще предстоит совершить.
Алматинская область