- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Климент Нехамаийа. Говорит Пречистая: что скажет Он вам, то сделайте

Какой благословенный день! Какой радостный день, когда небо провозгласило рождение Спасителя человечества, которого так долго ждали наши прародители Адам и Ева, Патриархи, Пророки, святые Ветхого Завета, ангелы и все творение. Как благословенна Она, Кому было дано это извещение! «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк 1:28) – провозгласил архангел Гавриил. Провозглашение, которого мир никогда ранее не слышал, приветствие, которого человек никогда ранее не был достоин. Кто же была Она, ставшая выше и достойнее Пророков и Патриархов, Царей земных и сил небесных? Скромная девушка из неизвестной миру маленькой деревеньке. Девушка, которая стала орудием спасения человечества. Конечно, Ее Личность уже не тайна сейчас, Она та самая Мария – Мать Иисуса Христа. Но знает ли мир эту самую Марию?

Нас не должно удивлять, что на свете есть истинные пророки и лжепророки, истинный Христос и лжехристы, истинный Бог и ложные боги. Так же есть истинная Мария и ложные Марии. В этот благословенный праздник Благовещения я хотел бы поговорить о величии Девы Марии, а также о Марии, которая приводит нас к Иисусу Христу и Мариях, которые уводят нас от Него. Я начну с последних.

В нашей Святой Православной Церкви Мария справедливо является самой величественной и самой почитаемой святой, потому что Церковь знает Ее, но, как было сказано ранее, есть и другие Марии, некоторые из которых очень похожи на истинную, но они не таковы. Например, римо-католическая Мария противоречит Святому Духу в Церкви, требует себе похвал и поощряет идолопоклонство; Мария Свидетелей Иеговы является матерью ангела; Мария ислама и современных эвионитов является лишь матерью человека. Такие Марии являются нашими врагами, потому что они уводят нас в сторону от Христа. Личность истинной Марии зависит от Того, Чьей Матерью Она является. Если мы возвеличиваем Ее больше, чем Бог возвеличил Ее, Ей это не понравится, если мы обесчестим Ее украв у Нее венец славы, данный ей Богом, Иисусу это не понравится.

Есть две крайности в отношении Марии – одна возносит Ее выше Ее положения, а другая окрадывает Ее положение. Православная Церковь, чьей иконой является Мария, не добавляла и не отнимала ничего из принадлежащего Ей, но сохраняла, защищала и уважала Ее положение, дарованное Богом, Который создал Ее и был создан в Ней. Мария поистине Матерь Божия. Тот, Кого «небо и небо небес не вмещают» (3 Цар 8:27), благоволил вместиться в утробу Девы Марии.

В Священом Писании есть множество вещественных и словесных символов Пречистой Богородицы – Ковчег Завета, Небесная Лествица, Неопалимая Купина. Поистине, Она – Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим! Все человечество на земле произошло от Евы; но «от Марии истинно родилась для мира самая жизнь, чтобы Мария, родив Живущего, соделалась матерью живущих» [1] и Матерью Спасения [2]. Будучи Матерью Иисуса, Она также является Матерью Церкви, потому что Церковь это Тело Христово, говорит блаженный Августин [3]. Что бы я не говорил, и что бы не было общеизвестно о Деве Марии, все связано с ее величайшим служением Матери Божией. Но есть некоторые свойства, которыми она обладала и должна была обладать, чтобы стать Матерью Божией. Желая рассказать о них, я обращусь  к учению о Марии священномученика Иринея Лионского и блаженного Августина, на которые, как мне кажется, обращают недостаточно внимания.

Мария называется второй Евой, Она сравнивается с Евой в отношении веры, послушания и их результата. Святая Дева поверила тому, что ей было сказано (Лк 1:45), и потому что Она поверила, она смиренно повиновалась  (Лк 1:38). Чтобы обратить падение, узы Евиного непослушания получили разрешение послушанием Марии; что дева Ева завязала неверностью, то Дева Мария разрешила через веру. Свободной волей дева Ева привнесла смерть, и той же свободной волей Дева Мария привнесла Жизнь [4]. Свт. Ириней говорит: «Ибо, как та была обольщена словами ангела к тому, чтобы убежать от Бога, преступив Его слово, так другая чрез слова Ангела получила благовестие, чтобы носить Бога, повинуясь Его Слову. И как та была непослушна к Богу, так эта склонилась к послушанию Богу, дабы Дева Мария была заступницей девы Евы. И как чрез деву род человеческий подвергся смерти, так чрез Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы» [5]. Ее вера, послушание из свободной воли и смирение проложили путь к тому, чтобы Она стала Матерью Божией. Она не внезапно обрела милость Божию, но Ее жизнь была угодна Богу, вот почему Предвечный Троичный Совет избрал Ее стать Матерью второго Лица Святой Троицы.

«Сказано в Писании, – говорит блаж. Августин, – о матери и братьях Христа, тех, которые являлись сродниками Его по плоти, что когда Ему сказали о них, и они стояли снаружи, потому что не могли подойти к Нему из-за толпы, Он дал ответ: “кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь” (Мф 12:48-50). Чему еще учит нас это, как ни предпочитать сродникам по плоти наше сродство по Духу: и что люди не благословляются по причине того, что они близки по плоти к праведным и святым людям, но за то, что повинуясь и следуя им, прилепляются к их учению и поведению. Поэтому Мария более благословенна верою во Христа, а не зачатием плоти Христа. Так как сказавшей “блаженно чрево, носившее Тебя” (Лк 11:27) Он Сам дал ответ: “блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его” (Лк 11:28). Наконец, Его братья, те, что были Его сродниками по плоти, которые не верили в Него, какую пользу получили от родства с Ним? Также и Ее близость как Матери не принесла бы никакой пользы Марии, если бы не родила Христа в сердце Своем, еще более благословенным образом, чем в Своей плоти» [6].  Поистине, «Мария благословенна, потому что слышала слово Божие и соблюдала его. Мария исполняла волю Отца. И потому большее значение имеет то, что Мария была ученицей Христа, чем то, что Она была Матерью Христа» [7].

Мария поистине благословенна, будучи Матерью Божией, но еще более тем, что слушала слово Божие и следовала ему, и тем, что стала исполнительницей воли Отца. Прежде чем стать Его Матерью, Она стала Его ученицей. Мы не можем разделить с Марией Ее первое благословение, физически носить Бога, но мы все можем, и поистине должны разделить Ее бо́льшее благословение, как говорит св. Августин: «Однако, то рождение Пресвятой Девой является украшением всех святых дев; и они сами вместе с Марией являются матерями Христа, если исполняют волю Его Отца. Ибо Мария также именно потому Мать Христа в еще более достойном похвалы и благословения смысле, согласно Его словам приведенным выше. “Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь” (Мф 12:48-50). Все эти степени близости родства к Нему Он представляет духовным образом в Людях, которых Он искупил: как братьев и сестер имеет Он святых мужей и святых жен, поскольку они все сонаследники небесного наследия. Его Матерью является вся Церковь, потому что она сама несомненно дает рождение Его членам, то есть Его верным. Также Его матерь – это всякая благочестивая душа, исполняющая волю Его Отца с наиболее многоплодной щедростью в тех, из-за кого она мучается, пока Он Сам не вообразится в них. Мария поэтому, исполняя волю Божию, по плоти лишь мать Христа, но по Духу Она также Его сестра и мать» [8].

Евангелие призывает всех людей к покаянию и вере во Христа для спасения. Те, кто верят Божьему Слову, доверяют Господу Иисусу и живут в послушании Отцу, являются, как и Мария, учениками Христа и членами Его Тела. Какое это неизреченное благословение, что Христос называет нас братьями, сестрами, и матерью! О большем благословении мы не могли бы и мечтать. В этот праздник Благовещения Присноблаженная Мария призывает нас подражать Ей в вере, в послушании, в исполнении воли Отца. Не может быть ни чести, ни благоговения, ни фимиама, ни цветка, ни песни, ничего более приятного Ей, чем подражание Ей и разделение Ее блаженства. Эта истинная Мария, Матерь Всевышнего, которая ублажила Бога Своей жизнью, родила Его в Своей утробе, дала нам пример для подражания, ведет нас к Своему Сыну и Богу и преизбыточествует радостью, когда прославляется Ее Сын и Бог. Давайте встретим этот праздник, посвятив наши жизни Богу, подражая Святой Деве и доставляя Ей радость, потому что единственное, что приятно Ей это то, что приятно Богу, вот почему Она говорит, скорее даже повелевает: «Что скажет Иисус вам, то сделайте» (ср. Ин 2:5).

Нескончаемая слава Отцу и Сыну и Святому Духу за дарование нам бесценного дара – нашей Святой Матери Марии, дарование нам Ее как могучего помощника, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Климент Нехамаийа (Индия), учащийся Факультета иностранных студентов Санкт-Петербургской православной духовной академии

Перевел с английского иеромонах Афанасий (Букин)


[1] Епифаний Кипрский. Творения. В 6 ч. / Пер. Московской духовной академии. М., 1863—1883. – Ч. 5. Панарий, или Против ересей: Ереси 74-80. 1882. – С. 263.

[2] Cf. St. Ambrose, Epist. 63.

[3] Cf. St Augustine, De Virginitate, 6.

[4] См.: Св. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Пер. протоиерея П. Преображенского, Н.И. Сагарды. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. – 3:XXII:4. – С. 310-311.

[5] Св. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Пер. протоиерея П. Преображенского, Н.И. Сагарды. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. – 5:XIX:1. – С. 494.

[6] St Augustine, De Virginitate, 3.

[7] St Augustine, Sermon 72/A, 7.

[8] St Augustine, De Virginitate, 5.