- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Академия почтила память мученика Феодора Тирона

История нынешнего праздника восходит к первым векам христианства. В 362 году римский император Юлиан Отступник приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы на рынке в Антиохии. Целью императора была осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста, однако, волей Божией, этого не случилось. Во сне епископу Евдоксию явился великомученик Феодор Тирон, принявший мученическую смерть в 306 году, который рассказал о заговоре императора против христиан. Великомученик посоветовал употреблять в пищу в течении недели рис, сваренный с медом – коливо. В честь этого события в пятницу первой седмицы Великого поста Православная Церковь установила традицию вспоминать мученика Феодора Тирона и освящать коливо. В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова утреню с первым часом совершил иеромонах Феодосий (Желновачев) в сослужении диаконов Антония Копаева и Алексия Заруцкого. Третий, шестой, девятый час и изобразительны совершил иеромонах Сергий (Иванов). Вечерню и Литургию Преждеосвященных даров совершил архиепископ Петергофский Амвросий. Владыке ректору сослужили: первый проректор, заслуженный профессор протоиерей Василий Стоиков; архимандрит Софроний (Смук); священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Никодим (Хмыров), Сергий (Иванов), Феодосий (Желновачев), Лука (Пронских), Алексей (Дурнев), Онуфрий (Сонькин) и Филипп (Балиниу); протодиакон Кирилл Журавлев; диаконы Антоний Копаев, Александр Шепиль, Сергей Муравьев и Алексей Заруцкий. Песнопение «Да исправится молитва моя…» было исполнено трио в составе студентов бакалавриата чтеца Константина Бабака, чтеца Михаила Розвадовского и Тихона Васильева в сопровождении смешанного хора Духовной академии. После заамвонной молитвы на солее храма архиепископ Амвросий совершил молебен великомученику Феодору Тирону. Владыка ректор и сослужащее духовенство прочитали канон святому, после чего архиепископ Амвросий благословил коливо. По окончании богослужения владыка ректор обратился к молящимся с архипастырским словом, акцентируя внимание собравшихся на евхаристической жизни, призвав всех студентов отринуть небрежность духовной жизни в великопостный период и, чаще прибегая к единению со Христом в Таинстве Святой Евхаристии:

В нынешний день в Духовных школах обычно проходила общая исповедь и студенты, и преподаватели получали разрешение от своих грехов, каялись в своей неправоте, в своем отступлении от Господа. Так было и когда учились представители старшего поколения, и когда я сам учился.

Но сейчас есть одна особенность. Тогда, наверное еще по инерции, сохранялась некая неправильная дореволюционная традиция, перешедшая в советский период, когда почему-то считалось, что причащаться часто нельзя, причащались в основном только в посты. Тогда не было регулярной евхаристической жизни, а значит у большинства христиан не было постоянного общения со Христом, с Которым мы соединяемся теснейшим образом в Таинстве Святой Евхаристии. 

Сегодня времена изменились. И Церковь наша пытается приблизиться к тому устроению, что было во времена апостольские. Образчик евхаристической жизни, в чем-то похожей на первохристианскую, сохранили те Поместные Церкви, которые не претерпели гонений или чрезмерного вмешательства светской власти в церковную жизнь, что наблюдалось на протяжении практически всей истории нашей Русской Церкви, а особенно в последние два столетия перед тем, как она вступила на путь исповедничества и мученичества. И это наложило негативный отпечаток и на евхаристическую жизнь мирян и монахов. 

Священнослужители, которые сами служили и причащались по воскресным и праздничным дням, или даже ежедневно в течение седмицы, почему-то считали, что миряне – это люди другого сорта, не такие как те, которые стоят у престола, и что они не имеют права причащаться часто. Это неправильно. Все зависит не от того, чаще или реже, а от того, насколько сердце человека призывает его, насколько человек любит Бога. Ведь есть такие люди, которые   просто не могут не подходить к Святой Чаше, так как они опытно знают, что именно там — Источник Жизни и потому приникают  к этому Источнику, и ожидают уже следующего дня встречи с Господом. Благодарение Богу, что среди тех, кто здесь учит и учится, есть такие люди, которые понимают это, поэтому сегодняшний день – день великопостной исповеди, как бы несколько теряет принятое ранее или ныне — у большинства мирян, наполнение, ведь многие из нас исповедовались и причащались в среду и пятницу первой седмицы. Однако же этот день дает возможность тем, кто не ведет регулярную евхаристическую жизнь, коснеет в своей лености и бесчувственности, и не понимает, зачем ему часто причащаться. Сегодня есть возможность разрешить себя от уз греха и соединиться в предстоящие дни со Христом. 

Мы должны помнить, что никто из нас ни в чем не отличается перед Богом. Каждый из нас занимает в Церкви свое место: архиерей, священник, диакон, монах, чтец, мирянин, – каждый совершает свое предстояние, свое служение. Но это вовсе не значит, что оно приближает или отдаляет от Бога, потому что приближает к Нему прежде всего чистая жизнь по заповедям и любовь, а отдаляет грех, который разделяет нас с Источником бессмертия. Подчас не имеет никакого значения, какой иерархический сан имеет человек. Может он и причащается и служит ежедневно, но, будучи человеком гордым, надменным, осуждающим других, вовсе не приближается к Богу, а, напротив, отдаляется от Него. И поэтому все мы – и священнослужители, и монахи нуждаемся в том, чтобы разрешиться от бремени греха. Особенно об этом должны помнить священнослужители, потому что, если миряне чаще всего прибегают к Таинству исповеди перед причащением, то священники почему-то считают, что они и так достойны приступить к Святым Христовым Тайнам. Но есть хороший пример в Троице-Сергиевой Лавре и в некоторых московских и иных храмах, где священник у своего собрата получает разрешение грехов перед каждой Литургией. Мы не должны забывать о том, что все равны перед Богом, какие бы саны и ризы мы не носили, какие бы «ис полла» нам не пели – мы все перед Богом одинаковы и нуждаемся в Его прощении. Нынешний день нам напоминает об этой необходимости.

Я всем желаю приступить к Таинству исповеди без сомнений и перед совестью своей, перед судом Божиим, ничего не боясь, назвать все то, в чем мы согрешили пред Творцом, получить разрешение и с очищенным сердцем, со спокойной душой, с радостью и в мире приступить к Таинству Тела и Крови Христовых.

Пели мужской хор под управлением чтеца Марка Качанкина и смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной). В храме Успения Пресвятой Богородицы вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров совершил священник Андрей Парфенюк в сослужении диакона Вячеслава Мильниченко. Проповедь произнес студент ΙΙ курса церковно-исторического отделения магистратуры чтец Евгений Медников. Богослужение в храме Двенадцати апостолов совершил проректор по воспитательной работе Духовной Академии иеромонах Марк (Святогоров) в сослужении священника Иоанна Никитина и диакона Кирилла Горина. Проповедь произнес студент I курса церковно-исторического отделения чтец Артемий Павлов. Пел женский хор под управлением Лидии Масловой. Сегодня вечером в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова будет совершено Великое повечерие, утреня и 1-й час. Также будет прочитано правило ко Святому Причащению. Начало повечерия в 17:20. Начало утрени в 17:50. Завтра, 4 марта 2017 года, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова будет совершена Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста. Начало богослужения в 8:30. Пресс-служба СПбДА