- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Анна Голубева: На Иконописное отделение поступала с мыслью написать образ преподобного Серафима Вырицкого   

В этом году на защите дипломных работ выпускников Иконописного отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии был представлен уникальный образ – икона нашего святого современника преп. Серафима Вырицкого с житием. Анна Голубева – автор образа, рассказала необычную историю появления иконы, а также о своем приходе в храм и решении стать иконописцем.

Как оказалось, прабабушка Анны – Екатерина Михайловна Голубева-Карелина, была духовной дочерью преподобного Серафима Вырицкого. О ней Анна рассказывает: «Она родилась в конце XIX века. На ее долю выпало множество трудностей и бед – это и революция, и Великая Отечественная война. Тяжелая жизнь у нее была. Из шестерых ее детей до старости дожили только двое. Все свои жизненные испытания, она описывала в дневниках и в более поздних записях – вместе они составили целую стопку тетрадей с рукописью. Я набрала их на компьютере, и получилось что-то вроде автобиографии».   Как отмечает сама Анна, работа с автобиографическими записками прабабушки сыграла ключевую роль в ее жизни. «Прабабушка сама назвала эти записи “О милости Божьей”. Все, что выпадало на ее долю, все эти тяжкие испытания она воспринимала как благодеяния Божии. И читая эти записи, эти дневники я стала воцерковляться. До этого я не ходила в храм, более того, у меня было скорее негативное отношение к Церкви, связанное с несколькими не очень удачными встречами с духовенством. Но, читая записки своей прабабушки, я начала интересоваться верой, церковной жизнью, ходить на могилку к батюшке Серафиму. Потом Господь так устроил, что я попала на курсы катехизации. С тех пор стала ходить в храм». По светскому образованию Анна – выпускница Торгово-Экономического института. По ее словам, после окончания учебного заведения устроилась – хоть и не по профессии – на хорошо оплачиваемую работу. Однако после посещения курсов катехизации и обращения к Богу, появилось желание послужить Ему. И это желание привело ее на Иконописное отделение Духовной Академии. «Я занималась живописью, но непрофессионально – просто ходила в кружок после работы. Когда у меня появилось это желание послужить Богу, то подумала:  “Почему бы не в качестве иконописца?” И стала готовиться к экзаменам с мыслью о том, я обязательно напишу икону преподобного Серафима Вырицкого». Таким образом, Анна твердо решила, что ее дипломной работой будет икона преподобного Серафима Вырицкого с житием. Однако заказов на такой образ не было. По словам Анны, она уже смирилась с тем, что ей не придется написать этот образ, хотя материалы к нему она подбирала на протяжении всех 4-х лет обучения. Тем не менее, получилось так, что заказа на иконы, который пришел из храма Сошествия Святого Духа в г. Колпино, на всех выпускников не хватило. В то же время проект Анны заинтересовал преподавателей Иконописного отделения, и ей разрешили написать икону для Духовной Академии. Образ преподобного Серафима с житийными клеймами стал уникальным проектом – до Анны никто не писал образ святого – практически нашего современника – с житием. Как всегда, такой проект требует особого подхода, так как некоторые элементы приходится не просто копировать с предшествующих образов, а разрабатывать, сохраняя сложный стиль канонической иконы, самостоятельно.  Кроме того, надо было выбрать самые значимые события из жизни святого, чтобы разместить их на клейме. «Поскольку я думала над этой иконой все четыре года обучения, то какие-то наработки у меня уже были. Чтобы составить события в клейме, я читала житие, выписывала важные моменты. Потом сверяла с акафистом и службой преподобному, выбирая наиболее значимые. Они и вошли в житийную икону. В качестве примера композиций этих событий я брала древние образцы, например, сцену рождения, монашеского пострига, постановление на священство – это традиционная иконография. Остальное пришлось как-то компоновать, хотя, например сцена венчания тоже оказалась не нова. Есть икона Петра и Февронии XVII века – там есть сцена венчания, или же сцена венчания есть в Лицевом Летописном своде Ивана Грозного. Там, конечно же, сцены более насыщенные, у меня композиция достаточно простая. Таким образом, я ориентировалась на древние образцы, но все же отдельные фигуры пришлось писать вообще без образца». Работа такого плана очень трудоемкая, и в настоящее время Анне еще предстоит прописать некоторые маленькие детали на иконе. Но пройдет время, и образ преподобного Серафима Вырицкого с такой необычной историей займет место либо в одном из академических храмов, либо в каком-либо ином храме Санкт-Петербурга или области.

Жизнеописание преподобного Серафима Вырицкого

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Муравьев Василий Николаевич) родился в крепкой христианской семье, в Ярославской губернии, в деревне Вахромеево, 31 марта 1866 года. Родители мальчика, Муравьев Николай Иванович, Муравьева Хиония Алимпьевна, будучи набожными людьми, стремились привить любовь к Богу и сыну. Имя Василий было дано ему при Крещении 1 апреля 1866 года, в честь святого Василия Нового. Первые уроки духовно-нравственного воспитания он получал от родителей. Сообщают, что с детства в нем проявлялись такие человеческие качества, как усердие и терпение, трудолюбие и упорство. Василий рано освоил общую грамоту. Первыми его книгами были Псалтирь и Святое Евангелие. В юности он зачитывался Житиями Святых. История жизни Христа и апостолов, история жизни великих подвижников глубоко впечатляла и трогала юношеское сердце. С того времени в нем зародилось желание посвятить свою жизнь монашескому подвигу. Правда, до времени это желание оставалось скрытым от окружающих. Родители Василия слыли хозяйственными людьми. Но это не препятствовало им осуществлять и христианское делание. В воскресные дни семья регулярно присутствовала на богослужении. Кроме того, исполняя Божественную заповедь о любви к ближнему, Муравьевы помогали нуждавшимся пищей и кровом. По мере возможности их семья совершала паломнические путешествия к святым местам. Были они и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где тогда подвизался известный старец Варнава (Меркулов). Его поучения встретили в сердце Василия благодатную почву. Но вот в семью пришло горе. На сороковом году жизни у Василия умер отец. И ему не оставалось ничего другого как взять заботу о семье в свои руки. И он, десятилетний ребенок, воспользовавшись предложением односельчанина, работавшего приказчиком в одной из коммерческих лавок Санкт-Петербурга, отправился на заработки. Мать благословила его на дорогу иконой. Стараниями односельчанина Василий получил должность рассыльного при одной из лавок Гостиного двора. Он трудился со тщанием, и такое отношение к работе не осталось без должного признания. Со временем ему поручали все более сложные и ответственные дела. Помощью Божьей, он не подводил тех, кто ему доверял, отвечая добром на добро. Существенную часть заработанных денег он отправлял своей матери, которая в то время страдала не только от горя, но и от болезни. К семнадцати годам Василий дослужился до старшего приказчика в лавке Гостиного двора, а в двадцать шесть лет организовал собственное дело. Впоследствии же он сделался одним из наиболее успешных торговцев пушниной в России, поставлявшим товары даже и за границу. Сказались его трудолюбие и целеустремленность. Предпринимательство требовало от Василия самоотдачи, но отдаваясь коммерции, он не забывал о Боге и о своем давнем желании приобщиться к монашеству: много молился, посещал храм, когда требовалось ездить по торговым делам в разные части страны, он, по возможности, старался посещать и святые места. При случае он навещал свою мать. Рассказывают, что на жизнь в миру до определенной поры его, еще в юности, благословил старец Варнава. Разумея Божественный Промысл, подвижник заметил Василию, что пока ему надлежит жить как обыкновенному человеку, исполнять волю Божью, оставаясь в миру; надлежит создать семью, а монашество он примет тогда, когда Богу будет угодно. В возрасте двадцати четырех лет Василий соединился брачными узами с Ольгой Ивановной Нетрониной. Их отношения строились на взаимной любви и обоюдном понимании. В 1895 году в их семье родился первенец, Николай, а спустя некоторое время дочь, Ольга. Приблизительно через год девочка умерла. Тогда, по общему решению и согласию, с благословения старца Варнавы они стали жить, как брат и сестра, стали готовить себя к будущей монашеской жизни. Нередко гостями супругов становились болящие и бедняки. Совсем немалые средства Муравьевы жертвовали на богадельни и церковные нужды (к примеру, одно из их пожертвований составило сумму в сорок тысяч рублей!). В 1903 году, когда происходили торжества по поводу прославления Серафима Саровского, Василий и Ольга присутствовали на этом торжестве. В 1905 году Василий Николаевич вступил в членство одной из крупнейших благотворительных организаций России – Ярославского благотворительного общества. Уместно отметить, что участником этого общества был и святой Иоанн Кронштадтский. В 1908 году его ряды пополнил Высокопреосвященный Тихон, возглавивший Ярославскую кафедру (впоследствии – Патриарх). В 1906 году почил о Господе духовный наставник Василия, старец Варнава. В. Муравьев смог увидеться с ним перед его смертью, когда тот посещал Петербург. Вплоть до 1917 года Василий Николаевич оказывал Церкви материальную поддержку. Но когда вместе с революцией пришли хаос и смута, он лишился торгового дела и былых средств. Тысячи людей, не вписавшихся в контуры нового общества, вынуждены были бежать за рубеж. В этот период Василий потерял многих друзей. Вместе с гонениями на капитал и построением «нового мира» начались гонения за веру. Последовали кровавые расправы над священнослужителями. Василий Николаевич имел возможность отправиться в эмиграцию. Но не захотел. Шел 1920 год. В этот трудный период В. Муравьев решил вступить в братию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Но Промысл Божий распорядился иначе. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословил его принять монашеский постриг в Александро-Невской Лавре. 29 октября 1920 года постриг был совершен, и Василий получил новое имя Варнава, в честь своего духовного наставника, Варнавы Гефсиманского. Приблизительно в это время жена Василия, Ольга, вступила в монашество в Воскресенском Новодевичьем монастыре, с наречением имени Христина. Вскоре Варнава был посвящен в иеродиакона. Время было страшное, люди гибли в огромном количестве. В этот период он нес одно из наиболее трудных послушаний – заведовал кладбищенской конторой. Светские власти постоянно встревали в дела обители с указаниями и претензиями, но, как ни удивительно, монашеская жизнь в Лавре не только не угасала, а и имела необычайный духовный подъем. В 1921 году, 11 сентября, митрополит Вениамин рукоположил отца Варнаву в иеромонаха. Вместе с пастырской деятельностью он занимался и экономическими вопросами, связанными с хозяйственными нуждами. Здесь ему пригодился прежний предпринимательский опыт. 1922 год ознаменовался для Лавры серьезными внутренними сложностями. В июле в Лавру явился самосвят Николай Соболев, обновленческий архиепископ, и потребовал передать руководство обителью под его омофор. Вместе с тем он решительно запретил возносить за богослужением имя Патриарха Тихона. Хорошо понимая, что прямое и открытое противление обновленцам, имевшим поддержку у светских властей, может привести Лавру к губительным последствиям, архимандрит Иоасаф, тогдашний руководитель обители, счел за лучшее прибегнуть к компромиссу: признать формально власть обновленцев и прекратить поминать имя претившего им Патриарха за богослужением, но при этом сохранить действительное управление обителью и оградить ее жизнь от обновленческих новшеств. Часть братии поддержала это решение, а часть – нет. Нависла угроза раскола. Чтобы выйти из этой ситуации иеромонах Варнава совместно с архимандритом Сергием (духовником обители) и иеромонахом Варлаамом, призвали братию принять внешние уступки. Их увещевание возымело силу, а со временем стала очевидной и их правота. После освобождения святителя Тихона, в 1923 году, лавра вернулась под патриаршую власть. Видя добросовестное исполнение отцом Варнавой обязанностей пастырского и монашеского служения, братия избрали его членом Духовного Собора; тогда ему был доверен пост казначея. Приблизительно в 1926 – 27 годах отец Варнава облекся в великую схиму и получил новое имя – Серафим, в честь Серафима Саровского. Вскоре на общем собрании обители он был избран духовным руководителем Лавры. Рассказывают, что в 1927 году отец Серафим предсказал архиепископу Алексию (Симанскому) будущее посвящение в Патриарха. Дар прозорливости не раз проявлялся в отце Серафиме и по отношению к прочим людям, в том числе простым, искавшим у него совета и благословения. Кроме того, он возвещал о грядущем усилении гонений на Церковь, что и произошло. Через три года служения в должности духовника здоровье отца Серафима серьезно подпортилось. Сказались долгие пребывания в холоде, стояние на ледяном полу во время богослужения. Какое-то время он пытался скрывать свою болезнь, продолжал исполнять пастырский долг. Между тем состояние здоровья ухудшалось. А однажды он даже не смог подняться с постели. В 1930 году, по благословению митрополита Серафима (Чичагова), он перебрался на жительство и служение в Вырицу. Тамошний климат лучше соответствовал его немощному состоянию. Вместе с ним, также с благословения митрополита, в Вырицу переселилась схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева) и двенадцатилетняя послушница Маргарита, их внучка. Отныне главное послушание двух этих близких страдальцу людей заключалось в уходе за ним. С наступлением 1932 года гонения на Церковь усилились, прокатилась волна арестов. Количество храмов к этому времени резко сократилось. Между тем к старцу тянулось огромное множество людей. Родные и близкие, опасаясь за его здоровье, хотели было ограничить круг общения, но он категорически заявил, что покуда хватит сил, будет принимать тех, кто имеет в этом нужду. Более того, отец Серафим, несмотря на физическую слабость, старался не ослаблять бдение, молитву и пост. Священнослужители местной Церкви еженедельно причащали его Святых Христовых Таинств. Примерно в 1935 году Вырицкий пастырь принял на себя подвиг молитвы на камне, в подражание святому Серафиму Саровскому. Делал он это по мере возможности и сил, когда позволяло здоровье. После же того как Советский Союз вступил в войну с фашисткой Германией, отец Серафим, ища заступничества у Небесного Царя, стал молиться на камне ежедневно. С самого начала Великой Отечественной войны он верил в Победу. И даже не боялся говорить об этом оккупантам. Когда в 1941 году немцы овладели Вырицей и расположили в ней воинскую часть, включавшую православных румын, вырицкий храм, закрытый богоборцами еще в 1938-м году, вновь открыл двери для верующих. В 1945 году почила о Господе схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева). Отец Серафим, прозревая Божественную волю, понимал, что достаточно скоро произойдет и его исход. Последние годы своей жизни он был прикован к постели, иногда даже не находил в себе сил отвечать на записки. Святой старец Серафим тихо отошел ко Господу 3 апреля 1949 года.

По материалам сайта: Азбука.ru

Пресс-служба СПбдА