- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе Петергофа

22 января Русская Православная Церковь празднует день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси. Владыка возглавил столичную кафедру в 1567 году, во время правления Ивана Грозного. Известно, что святитель, узнав о своем назначении на высокую должность, пытался противиться этому решению царя. Он хотел и далее продолжать свой монашеский путь в Соловецкой обители, вдали от мирской суеты и городских страстей. В итоге, под давлением бояр и других архиереев, святитель согласился на  своё назначение. Восприняв это послушание, как посланное свыше, митрополит Филипп не стал спокойно смотреть на те жестокости и беззаконие, которые совершал Иоанн IV и его опричники. Святитель всячески пытался вразумить и достучаться до христианской совести грозного правителя. Эта пастырская настойчивость в итоге стоила митрополиту Филиппу жизни – по приказу Ивана Грозного его сначала заточили в Тверской Отрочь монастырь, а 23 декабря 1569 года святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова.

22 января 2017 года, в Неделю по Богоявлении и в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла города Петергофа.

Его Высокопреосвященнству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Александр Кудряшов; протоиерей Павел Кудряшов, настоятель собора; протоиерей Георгий Лаврушин; священник Глеб Санюк; протодиаконы Кирилл Журавлев и  Алексий Новиков; диаконы Антоний Сацута, Антоний Копаев и Платон Шурыгин.

За богослужением пел смешанный хор Петропавловского собора под управлением регента Юрия Герасимова.

Во время причащения духовенства проповедь произнес протоиерей Георгий Лаврушин. В своем слове отец Георгий обратил внимание молящихся на мысль о том, что каждый человек, принявший крещение, берет серьезную ответственность на себя, ведь в этот момент он заключает завет с Самим Христом.

По окончании Божественной литургии архиепископ Амвросий поздравил  духовенство и молящихся с прошедшим праздником Богоявления и произнес  архипастырское слово:

«Стало уже доброй традицией, что в дни, последующие за праздником Крещения Господня, мы с вместе собираемся в этом храме, молимся за Божественной Литургией, причащаемся Святых Христовых Таин и поздравляем друг друга с теми праздниками, которые обычно предшествуют этой встрече.

В Древней Церкви слово «богоявление» означало праздник Рождества Христова. Пришествие в мир Христа Спасителя и называлось Богоявлением, а потом эти праздники были разнесены по времени, разделены, но сегодня мы наверное вновь и вновь обращаем свой взор к тем дням, когда мы праздновали пришествие в мир Христа Спасителя и Его выход на общественное служение после того, как Он принял Крещение в реках Иордана. И воплощение, и всенародное появление у реки Иордан стали Богоявлением.

Воплощение Бога – это вообще беспрецедентное событие в истории всего человечества, такого раньше никогда не было. Бог Сам совершает прорыв в отношениях между Собой и людьми, которые еще на заре человечества отказались от этих добрых отношений любви, мира, согласия и послушания. Бог не переставал любить человека. Он использовал всевозможные педагогические методы: посылал пророков, судей. Прошло много исторических периодов, пока были исчерпаны все возможности для того, чтобы люди осознали свое плачевное положение и поняли, что они нуждаются не в человеческих силах, талантах и творчестве, а лишь в Божественной силе. В той силе, которая только и способна вернуть человека не только в состояние до грехопадения, но возвести в состояние выше естественного, что и стало возможным после пришествия в мир Христа Спасителя.

И в эти рождественские дни мы прославляем родившегося Господа. Для детей устраиваем праздники, утренники, ставим вертепы, украшаем храмы и вместе с ними радуемся. Но одновременно мы не должны забывать о самом главном: о том, что Тот Младенец, Которого мы созерцали на иконе или в вертепе, не является обыкновенным младенцем. Ведь когда рождается человек, он рождается в этот мир для того, чтобы быть счастливым. И именно этого мы всегда желаем, когда присутствуем при рождении ребенка, празднуем день его рождения и день крещения.

Мы говорим о том, чтобы он был счастливым, здоровым, приносил радость своим родителям, был достойным гражданином своего отечества, многое бы успел совершить в своей жизни. Но не таким был Младенец, Который лежал в вифлеемских яслях. Это не просто Младенец, это Агнец, Которому надлежало быть и родиться, чтобы принести Себя в жертву за грехи всех людей, и за нас с вами тоже. Поэтому Рожество Христово и Богоявление побуждают нас задуматься о том, что мы видим в этих яслях. А в них — наша свобода, свобода нашего выбора между грехом и праведностью, между светом и тьмой. В этих яслях решается судьба каждого человека, если только человек способен ответить на ту жертву, ради которой Христос рождается и приходит в этот мир.

Недавно мы праздновали Крещение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В последние годы в нашем Отечестве и за его пределами стало традицией, когда люди идут к водоему и погружаются в освященные воды. Правда, в чине освящения воды нет ничего, чтобы нам указывало на необходимость в день Крещения погружаться куда-то в реку или в купель. Когда мы молим Бога о схождении Духа Святого, мы просим, чтобы эта вода освящала, и через эту воду освящались дома, и даже прощались бы грехи тем, кто ее вкушает, тем, кто окропляется и мажется ею. Однако ничего не сказано о погружающихся в воду. Это стало явлением последних лишь лет, и оно неоднозначно и вызывает споры. Поэтому мы должны помнить о том, что если и идем на эти «Иордани» и погружаемся в их воды, тогда мы должны делать это с таким же страхом, трепетом и благоговением, с которым мы относимся к любому из церковных таинств. Потому что та стихия, в которую погружается весь человек, это есть – Великая Агиасма. Это – святыня. И неуместна в этой ситуации никакая бравада, мол я это сделал, смог погрузиться в эти холодные воды, я горжусь этим. Тем более недопустимы  смех, шутки, иногда переходящие в кощунство, или так называемые разогревы или выпивки после такого погружения – все это не имеет никакого отношения к погружению в иорданские воды нашего Господа и Спасителя, Который, подобно Своему воплощению, приходит в этот мир и погружается в эти воды, чтобы взять на себя грехи всех тех людей, которые до и после Него входят в купель крещения, чтобы разрешиться от личных грехов. Именно с этими смыслами мы, христиане, и должны соизмерять нашу жизнь и учиться идти по ней так, как от нас того хочет Бог».

В завершение богослужебного торжества в Петропавловском соборе, архиепископ Амвросий преподал прихожанам архипастырское благословение, вручив каждому подарки – детям праздничные конфетные наборы, а взрослым шоколад.

Пресс-служба СПбДА