- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

День Рождения Святой Христовой Церкви празднуют начальствующие, учащие и учащиеся Академии

18 июня 2016 года, накануне праздника Пятидесятницы – сошествия Святого Духа на апостолов, именуемого также днем Пресвятой Троицы, Санкт-Петербургская Духовная Академия молилась в домовом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Богослужение – всенощное бдение с литией – совершил ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий. Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета Духовной Академии; священник Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев), Лука (Пронских), Кирилл (Порубаев); священники Александр Юй и Иоанн Никитин; протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне, иеродиаконы Дмитрий (Кубеция), Владимир (Палибрк) и Алексий Дурнев, диаконы Антоний Копаев, Феодор Ибрагимов и Андрей Бондарев. Пели мужской, смешанный и женский хоры Духовной Академии, в храме молились студенты всех отделений Академии, сотрудники, прихожане академического храма. По русской народной благочестивой традиции праздника Троицы перед началом богослужения храм был убран молодыми березками. Также по традиции стихира «Царю Небесный» на стиховне вечерни, которая поется за богослужениями впервые после дня Пасхи Христовой, была спета духовенством, хорами и всеми молящимися в храме. Шестопсалмие на утрене прочитал ставленник в диаконский чин – магистрант I курса Библейской-богословского отделения иподиакон Вадим Пантюхин. Проповедь после пения тропарей на «Бог Господь» произнес аспирант Академии, учащийся Факультета иностранных студентов чтец Александр Андреев (США). Завтра праздничная Божественная литургия будет совершаться в трех академических храмах. За Литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова владыка ректор рукоположит магистранта Духовной Академии диакона Феодора Ибрагимова в священника, магистранта иподиакона Вадима Пантюхина – во диакона. Богослужение начнется архиерейской встречей в 9.00. В храме Двенадцати апостолов и в храме Успения Пресвятой Богородицы богослужение начнется в 8.30. По окончании Божественной литургии в храмах Академии будет совершаться вечерня праздника Пятидесятницы с чтением коленнопреклонных молитв.

Сошествие Святого Духа и День Рождения Христовой Церкви

Из Деяний святых апостолов известно, что через несколько дней после Вознесения Христова, когда ученики Христа находились все вместе в молитве, на них сошла благодать Святого Духа. Присутствовавшие описали это как сошествие на людей языков пламени. Необычное событие имело еще более необычные последствия. Апостолы, до сего дня сомневавшиеся и не понимавшие до конца смысла пришествия Христа в мир, вдруг поняли и осознали все произошедшие. С этого дня, укрепленные и просвещенные неземной мудростью, ученики Христа отправились в множество миссионерских путешествий, чтобы рассказать об открывшейся им истине народам всей земли. Истина Христова учения должна была объединить всех людей, исторически разделившихся географическими широтами, разницей обычаев, культур, языков и верований. С этого дня все призваны к единству во Христе, которое на земле выражается в Церкви. .Поэтому  день сошествия Святого Духа – не только день начала христианской проповеди, но и день основания, День Рождения Единой, Святой, Соборной и Апостольской Христовой Церкви. В основании Церкви – Христос, к Которому члены Церкви приобщаются через Таинство Евхаристии. Божественная благодать, которая делает тленного и смертного человека способным совершать Таинство Евхаристии, – эта благодать снизошла на землю в День христианской Пятидесятницы и с тех пор передается в Единой Истинной Церкви через преемство рукоположений – от апостолов к первым епископам и вплоть до наших дней. Событие сошествия Святого Духа и его последствия трудно понять сомневающемуся скептику, который не верит в реальное существование Бога и Божественной благодати, которую Бог дает человеку, это событие ни о чем не скажет. Но даже скептик, если честно задумается, не сможет не удивиться тому, какие последствия имело бессмысленное с точки зрения неверующего в мистику событие. Горстка незнатных, необразованных людей вдохновенной проповедью основали Христову Церковь, которая несмотря ни на какие нападки, гонения, попытки уничтожения со стороны ее врагов, не прекратила своего существования до ныне. Звучит абсурдно, но гонения, уничижения, преследования лишь укрепляли веру настоящих, верных членов Церкви. Их, верных, никогда не было много – большинство, но они до сего дня свидетельствуют о великой Истине своей жизнью и зачастую своей смертью. Ради чего они живут? Ради чего ведут жизнь, отличную от большинства? Такую жизнь, которая накладывает на них особые обязательства – пост, молитву, повышенную внимательность к своим чувствам, мыслям, делам? Ради чего они умирают? Ради каких-то обещанных загробных благ? Мотивация не дотягивает до рационально объяснимой. Для неверующего человека два выхода решить эту проблему – либо признать таких людей, христиан, безумными, либо признать, что все же есть нечто, что дает им реальные силы, укрепляя, открывая пусть даже и на невидимом, духовно ощущаемом уровне другую реальность. Первый выход – неверен с точки зрения статистики. Даже то небольшое, в сравнении с общим количеством людей на земле, число по-настоящему верующих, их разумная жизнь не позволяют назвать всех их сумасшедшими. Остается второй выход. Но неверующему, который упорно отрицает Личность Бога и Его участие в жизни мира и человека, невозможно этого вместить. Праздник Пятидесятницы, день сошествия Святого Духа или День Пресвятой Троицы – один из древнейших христианских праздников, как говорит известный специалист в области исторической литургики архимандрит Киприан (Керн). Праздник Пятидесятницы имеет иудейские, ветхозаветные корни. День сошествия Святого Духа хронологически совпал со временем, когда иудеи праздновали свою Пятидесятницу. О христианском празднике Пятидесятницы упоминает апологет Тертуллиан (II-III вв.), слово на праздник Пятидесятницы есть у святителя Льва Великого (IV в.), празднование Пятидесятницы в Иерусалиме упоминается в записках паломницы Этерии (также IV в). Богослужебный устав развивался постепенно, обогащаясь со временем различными особенностями, например, в  V веке были добавлены коленнопреклонные молитвы, которые читаются на вечерне Пятидесятницы, следующей сразу после Литургии.

День Святой Троицы – это название праздника принадлежит церковной традиции Русской Церкви. Несомненно, что такое название также соответствует глубокому и обширному смыслу праздника Пятидесятницы. С этого дня действия всех Трех Лиц Пресвятой Троицы стало особым образом – через бытие Церкви и благодатные дары Святого Духа – присутствовать в мире.

Пресс-служба СПбДА