- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Духовная Академия встретила Пасху Христову

В ночь с 30 апреля на 1 мая 2016 года владыка ректор, студенты, сотрудники Санкт-Петербургской Духовной Академии и прихожане собрались в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, чтобы вместе со всей Православной Церковью разделить величайшую радость и ликование встречи с Воскресшим Спасителем.

Пасхальные богослужения – утреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста – совершил ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий. В начале двенадцатого участники праздничного торжества встретили владыку ректора. С особой проникновенной грустью звучит задостойник «Не рыдай мене, Мати» на архиерейской встрече. Но совсем скоро печаль обратится радостью. «Востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия», – эти слова того же задостойника возвещают Воскресение.  В тишине сосредоточенного ожидания этой истиной пронизана каждая секунда, каждый момент богослужения. За пасхальными богослужениями Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Духовной Академии; иеромонах Геннадий (Поляков); иеромонах Варфоломей (Магницкий), священники Андрей Парафенюк и Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священник Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев), Лука (Пронских), Кирилл (Порубаев); священник Антоний Афанасьев; иеромонах Филипп (Балиниу); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне; иеродиаконы Владимир (Палибрк) и Алексий (Дурнев), диакон Сергий Макаров. Перед началом Пасхальной утрени священник Глеб Санюк, иеромонахи Феодосий (Желновачев) и Кирилл (Порубаев) совершили полунощницу с чтением канона Великой Субботы «Волною морскою», при пении катавасии 9-й песни которого, Святая Плащаница была внесена в алтарь и положена на престол. Там она будет находиться до дня отдания Пасхи. Пасхальную утреню предварил крестный ход, во время которого, в воспоминание шествия жен-мироносиц ко гробу Спасителя, пелась стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе…» Совершаемый в пасхальную ночь, он знаменует собой шествие Церкви навстречу Воскресшему Спасителю. Богослужение Светлой Пасхи Христовой священнослужители начали в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже на Пасхальную литургию духовенство облачилось в красные ризы, знаменующие торжество неизреченной пламенной Любви Божией к роду человеческому, которая была явлена в искупительном Подвиге Сына Божия. По обыкновению, начальный возглас пасхальной утрени был произнесен перед затворенными дверями храма. После пения «Христос Воскресе» со стихами, по пасхальному чину, церковные двери отворились, духовенство и молящиеся вошли в храм. После великой ектении был пропет пасхальный канон святого Иоанна Дамаскина, каждая песнь которого сопровождалась каждением, пасхальным приветствием духовенства молящимся и оканчивалась троекратным пением тропаря «Христос Воскресе», а также малой ектенией. Пасхальный канон составляет существенную часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней. Слова этого канона возвещают всем верующим радость Воскресения Христова: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало…» Спаситель наш воскрес, и ничто уже не может поколебать нашу веру в благость и любовь Божию к нам. Пасхальная радость пронизывает все человеческое естество, вселяя в наши сердца трепетное ликование и светлую надежду на вечную жизнь. Эта радостью сегодня пронизан каждый момент, каждая миллионная доля секунды, эта радость в словах и музыке, эта радость запечатлена на лицах людей. Эта радость всех нас сегодня делает немножко детьми, стирая на время рамки формальности, теряющей всякую необходимость в пространстве истинной, искренней любви, которой Воскресший Спаситель наполнил наши сердца. В такие моменты наиболее отчетливо ощущается, что границы между Небом и Землей на время стерты, а Церковь торжествующая и Церковь воинствующая соединились в общем ликовании. За пением пасхальных стихир следует один из самых трогательных и счастливых моментов богослужения – все находящиеся в храме люди поздравляют друг друга с днем Воскресения Христова при многократном пении праздничного тропаря. По доброй традиции, сложившейся в Санкт-Петербургской Духовной Академии, ее ректор, архиепископ Амвросий, первым поздравляет детей, студентов и прихожан, даря пасхальные сувениры – красиво раскрашенные деревянные яйца. После пения стихир Пасхи «Да воскреснет Бог…» владыка ректор торжественно прочитал огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Этот памятник литургической поэзии до сего дня не перестает поражать нас проникновенностью переживания пасхальной тайны:
«…Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти. Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!..»
Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста предшествовало пение Пасхальных часов. По традиции, в день Вселенского торжества, когда в единении пред Лицом Воскресшего Спасителя стираются все национальные, географические и культурные границы, Пасхальное евангельское чтение (Ин 1:1-17) духовенством и студентами Академии было прочтено на церковно-славянском,  латинском, греческом, арамейском, древнееврейском, арабском, церковно-славянском,  русском, украинском, белорусском, сербском, македонском, абхазском,  английском,  французском, итальянском, немецком, испанском, норвежском, эстонском, литовском, филиппинском, японском, корейском, маратхи,  лаосском языках. Пасхальные молитвословия и песнопения звучали в торжественном исполнении трех академических хоров: мужского под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанного под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женского под управлением Лидии Масловой. За богослужением молились студенты и сотрудники академии, многочисленные прихожане и гости Академии. После чтения Евангелия священник Андрей Парафенюк огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По запричастном стихе мужской хор исполнил пасхальный концерт Д. Бортнянского «Да воскреснет Бог». После концерта протодиакон Кирилл Журавлев огласил послание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. По окончании богослужения архиепископ Амвросий, обращаясь к молящимся с архипастырским словом, сердечно поздравил участников торжества с праздником Светлого Христова Воскресения и соучастием в Пасхальной Тайне. За праздничной трапезой владыка ректор еще раз поздравил духовенство, сотрудников, учащихся и гостей Академии с праздником Христовой Пасхи. В свою очередь коллективы смешанного и женского хоров, сотрудники Информационного отдела, студентки Иконописного отделения и студенты из футбольной сборной Академии принесли владыке ректору свои поздравления и памятные подарки.

Пресс-служба СПбПДА