- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Епископ Амвросий совершил уставные богослужения Великого Четверга и чин умовения ног

Вечером 11-го и утром 12-го апреля 2012 г. ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросий совершил в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова уставные богослужения Великого Четверга.

В среду вечером были совершены малое повечерие, утреня и присоединенный к ней первый час, также были прочитаны каноны ко Святому Причащению.

Трипеснец прп. Андрея Критского на малом повечерии и канон на утрени прочитал епископ Амвросий.

В Великий Четверг после совершения 3-го, 6-го и 9-го часов и изобразительных началась вечерня с Литургией свт. Василия Великого.

Архиерею сослужили архимандрит Софроний (Смук), протоиерей Виталий Грищук, игумен Георгий (Гурчиани), священники Илия Макаров, Александр Кузнецов, Дионисий Харин, Александр Бартов, Николай Терентьев и Александр Мудрик, иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Николай (Дроздов) и Амвросий (Мацегора), диаконы Кирилл Журавлев, Глеб Санюк, Александр Ямков, Виталий Коршунов, Олег Митчицков и Иоанн Марченко, иеродиакон Иларион (Резниченко).

Чин исповеди совершал священник Андрей Парафенюк.

За богослужениями пели три академических хора.

На малом входе магистранты СПбПДА священники Александр Бартов, Николай Терентьев и Александр Мудрик были награждены правом ношения набедренника.

После чтения Евангелия священник Дионисий Харин обратился с проповедью к учащимся и прихожанам.

После причащения священнослужителей, в алтаре храма епископ Амвросий поздравил архимандрита Софрония (Смука) с днем Тезоименитства и подарил ему белую митру. Священнослужители пропели имениннику «Спаси, Христе Боже».

После заамвонной молитвы епископ Амвросий совершил чин умовения ног.

В завершение богослужения архиерей поздравил всех причастников с принятием Святых Тела и Крови Спасителя. По словам владыки, воспоминание Тайной Вечери помогает нам приблизиться к тайне любви Христовой и Его жертвы. Ректор СПбПДА пожелал, чтобы те внешние образы и действия, которые предлагались нам сегодня за богослужением, претворятся в конкретные дела и поступки. Особые слова приветствия владыка Амвросий обратил к тем, кто на протяжении Святой Четыредесятницы проходили курс катехизации при СПбПДА и сегодня впервые причастились.

Текст: Дионисий Адамия

Фото: Павел Белецкий, Евгений Комаров

 О чине омовения ног

Чин омовения ног – редко встречающийся чин, когда в Страстной Четверг архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.

В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается также в отдельных епархиях Русской Православной Церкви.

По православной богослужебной традиции, зафиксированной в третьей части «Архиерейского чиновника», Чин омовения ног совершается после заамвонной молитвы в Великий Четверг.

После пения «Буди имя Господне» архиерей садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садятся 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запевает 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею сосуд с водой для омовения. Следом выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю.

Затем диаконы выводят под руки на солею священнослужителей, принимающих участие в чине. В это время хор поет умилительную стихиру «Союзом любве» и другие песнопения Великого Четверга.

После того, как на солее сядут все 12 священников, диакон возглашает мирную ектению с особыми прошениями: «о еже освятитися умовению сему». После ектении архиерей читает молитву, в которой просит Господа через это символическое омовение омыть грехи людей. Затем наступает ключевой момент чинопоследования. Диакон начинает чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов «и положи ризы своя» предстоятель снимает с себя облачение и остается в подсаккоснике, епитрахили и поручах, а затем при соответствующих словах Евангелия он берет лентион (широкое и длинное полотенце) и вливает воду в умывальницу крестообразно.

Далее в Евангелии содержатся слова: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; в этот момент архиерей поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается.

Когда же он доходит до старшего из священников, диакон читает следующий отрывок: «прииде же к Симону Петру и глагола ему той», после чего старший священник говорит архиерею слова апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что архипастырь отвечает ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих».

Старший священник отвечает: «Не умыеши ноги моей во век» и получает ответ от архиерея: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». В ответ на эти слова священник указует на свои руки и голову, говоря: «Господи, не нозе мой токмо, но и руце и главу», после чего архиерей говорит: «измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси» и умывает ноги старшему священнику.

После омовения священники садятся на свои места, а архипастырь облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения.