- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Епископ Гатчинский Амвросий совершил Божественную литургию в праздник Воздвижения Креста Господня

27 сентября 2012 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, праздничную Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросий в сослужении духовенства академии, а также священнослужителей, прибывших на погребение протоиерея Георгия Тельписа. На литургии пели все три хора Санкт-Петербургской духовной академии. По прочтении евангельского зачала иеромонах Иларион (Резниченко) произнес проповедь о смысле крестных страданий Спасителя и о Его помощи в противостоянии человека греху. За литургией была возглашена заупокойная ектения о новопреставленном протоиерее Георгие. По окончании богослужения владыка ректор и духовенство совершили славление и поклонение Животворящему Кресту. Владыка Амвросий обратился к молящимся с кратким словом: «Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня! Крест — это наше знамя: знамя нашей победы, знамя Воскресения, знамя, с которым мы идем по жизни. Он не есть образ поражения или слабости, Крест — образ вечной надежды и вечной радости в сражении, которое еще продолжается во времени и будет продолжаться до тех пор, пока еще время не перестало быть и не растворилось в вечности. Еще происходят жертвы, катастрофы, боль, страдание и горе. Но мы знаем, что в этой войне, в отличие от других войн, сражающиеся на стороне Христа в конечном итоге будут победителями. Уже сейчас нам известен исход этого сражения. Мы знаем, что Христос победил в этой войне, взойдя на Крест. Нам остается лишь быть с Ним, взирая очами своего сердца на образ Его победы — Святой и Животворящий Крест и сражаться в этом временном мире вместе с Ним, чтобы совоскреснуть с Ним и быть победителями в вечности». Текст: Станислав Шардаков Фото: Александр Осокин   Справка Чин воздвижения Креста В иерусалимских памятниках засвидетельствован начиная с V в.: в армянском переводе иерусалимского Лекционария этого времени упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися, составлявшая часть празднования Обновления. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V-VII вв., чин воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября в 3-м часу дня (считая от рассвета, т. е. после утрени) и начинался с того, что служащие входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на престоле. Сам чин включал 3 воздвижения, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений (ектения, молитва, прокимен (непсалмический), ипакои и еще одна ектения) и сопровождалось 50-кратным «Господи, помилуй». Прокимен 1-го воздвижения: «Поклоняемся, Христе, копью прободшему», со стихом Пс 59. 5; 2-го: «Да просветит нас восшествие на Крест», со стихом Пс 96. 6; 3-го: «Кресту Твоему, Христе, поклоняемся», со стихом Пс 85. 17. При 1-м воздвижении между молитвой и прокимном читали «Отче наш», при 3-м не было начальных ектении, молитвы и ипакои. После 3-го воздвижения Крест омывали благовонной водой (она раздавалась народу после литургии), и все прикладывались к нему; затем Крест вновь полагали на престол и начинали Божественную литургию. По крайней мере к VI в. чин уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в др. местах христианского мира. Пресс-служба СПбПДА