- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

На Радоницу епископ Амвросий возглавил служение Божественной литургии

13-14 мая 2013 года в домовом храме СПбПДА совершены богослужения вторника Фоминой недели, который в народной церковной традиции носит название Радоницы.

В этот день Церковь молитвенно поминает всех от века усопших православных христиан.

Накануне была отслужена вечерня и панихида. Богослужения возглавил архимандрит Софроний (Смук), которому сослужили проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, иеромонахи Серафим (Бубнов) и Геннадий (Поляков); священники Андрей Парафенюк, Алексий Красавин, Александр Зиновкин и Иоанн Тарасов; иеродиакон Виталий (Морозов); диаконы Андрей Волков, Владислав Туманов и Сергий Мороко.

14 мая служение Божественной литургии Иоанна Златоуста иерейским чином совершил ректор СПбПДАепископ Петергофский Амвросий. Его Преосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонахи Серафим (Бубнов) и Геннадий (Поляков); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Александр Зиновкин и Иоанн Тарасов; иеродиакон Виталий (Морозов); диаконы Константин Аристов, Андрей Волков и Сергий Мороко.

После окончания литургии архимандрит Софроний в сослужении духовенства совершил панихиду.

Во многих приходах Санкт-Петербурга, в том числе и в храме духовной академии, существует традиция поминовения в день Радоницы всех воинов, погибших в боях Великой Отечественной войны, всех умерших в дни блокады, замученных в нацистских лагерях смерти. На панихиде к молитве священника добавляются такие слова: «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных вождей и воинов за веру и отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, во дни блокады во граде сем умерших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и всех победы ради потрудившихся, и о еже простится им всякое прегрешение, вольное или невольное…»

Празднование Радоницы имеет языческие корни. Этот день был связан с культом предков и поклонением богу солнца. Древние славяне верили в загробную жизнь, и поэтому празднование Радоницы, посвященной умершим предкам, отличалось весельем. Просветившая Русь христианская вера преобразила эту традицию, наполнила ее новым смыслом. В этот день Святая Церковь молитвено поминает всех от века почивших православных христиан. Для человека память об умерших неизбежно связана со скорбью, поэтому в день Светлого Христова Воскресения и всей первой пасхальной седмицы внешнее поминовение усопших и заупокойные богослужения не совершаются, отменяются ектении о усопших.

Однако мы не должны забывать, что Христос сокрушил врата смерти и все умершие в вере и надежде воскресения во Второе пришествие Христово восстанут из гробов для блаженства вечной жизни. И закупокойное богослужение в день Радоницы наполнено не скорбью утрат, не страданием, а Пасхальной радостью, надеждой на грядущее всеобщее воскресение.