- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

«Новые религиозные движения: современное положение». В Духовной Академии прошла научная конференция по сектоведению

Каково положение современного сектантства в мире и России? Что сегодня из себя представляют неоязыческие культы? Какой путь развития прошло сектоведение, став отдельной богословской дисциплиной? Как можно помочь людям, пострадавшим от деструктивного воздействия сект? На эти и другие вопросы 7 марта 2018 года ответили участники Межрегиональной научной конференции «Новые религиозные движения: современное положение», которая прошла на кафедре богословия в историческом здании Санкт-Петербургской Духовной Академии. Первым перед слушателями выступил сотрудник миссионерско-апологетического центра «Ставрос» А.В. Григорян. Он рассказал о том, как изменилась секта Свидетелей Иеговы в структурном и управленческом плане после признания организации экстремистской на территории Российской Федерации. Докладчик отметил, что после запрета некоторая часть её адептов эмигрировала в другие страны, однако же оставшиеся члены секты продолжают свою религиозную деятельность, но в усиленной конспирации. Так, например, возобновив миссионерскую работу, Свидетели Иеговы стараются скрывать свою культовую принадлежность и предпочитают вести диалог не от лица религиозной организации, а как частное нейтральное лицо, которое просто хочет поговорить с собеседником о Боге. Подобная стратегия скрытности Свидетелей Иеговы создаёт в настоящее время новую религиозную опасность т.к. препятствует тому, чтобы простой человек сразу распознал перед собой представителя секты и смог адекватно отреагировать на его прозелитические действия. Вторым докладчиком конференции стал известный российский сектовед, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета профессор А.Л. Дворкин. В своём выступлении он подробно проанализировал неоязычество. В начале докладчик дал небольшую историческую справку о том, как увлечение спиритизмом в аристократических кругах Европы XIX века привело сначала к возникновению элитарных теософских кружков, а затем и к зарождению в 60-х гг. XX столетия нового массового эзотерического явления под названием «New Age». Говоря о ситуации в настоящее время, Александр Леонидович подчеркнул, что, хотя по численности активных членов, неоязычество нельзя назвать крупномасштабным религиозным движением, однако же в современном мире наблюдается некое, хоть и пассивное, но устойчивое присутствие неоязыческих идей.

«В современном массовом сознании постоянно наличествуют различные идеи оккультного содержания. Такое явление называется «оккультный фон общества». Предлагаю наглядный пример. Мы с вами находимся в аудитории православной Духовной Академии, все вы будущие служители Церкви. Поднимите руку те из вас, кто не знает своего знака зодиака»,

– обратился к слушателям профессор. Не будет преувеличением сказать, что никто из присутствующих не удивился тому, что в воздух поднялась только одна рука. Заканчивая своё выступление А.Л. Дворкин высказал мысль о том, что при всём многообразии форм, одной из важных черт, объединяющих все неоязыческие культы, является, так называемое, человекобожие:

«Человек по своему существу наделяется божественными свойствами, которые нужно только осознать и в дальнейшем самостоятельно развить. И в этом смысле, он конечно же не нуждается ни в каком спасении свыше. Подобная манифестация бытийной автономности человека, ставит адепта любой неоязыческий формации в совершенно непримиримую позицию по отношению к христианскому Благовестию».

Далее своим опытом реабилитации пострадавших от деструктивного воздействия сект поделился Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии, преподаватель Духовной Академии протоиерей Георгий Йоффе. Он рассказал об основных этапах и методологии работы священника с бывшими сектантами. Отец Георгий подчеркнул, что для полноценного выздоровления необходимо, чтобы пастырь сопровождал пострадавшего на протяжении всего процесса оказания помощи, начиная от первых шагов по выходу из секты, последующего этапа возвращения в лоно Церкви, и дальнейшего окормления уже после того, как человек прошёл начальный путь воцерковления. Говоря о методологии работы с сектантами отец Георгий указал на то, что одним из самых частых заблуждений, которым может руководствоваться священнослужитель является уверенность в том, что словесная аргументация должна сразу же убедить адепта деструктивного культа в своей неправоте.

«Важно понять, что в секты чаще всего попадают люди с очень высокой религиозной мотивацией. В ходе диалога нужно прежде всего выстроить доверительные отношения с таким человеком. И уже затем, поняв его мировоззренческую позицию и духовный запрос, начать вместе разбираться в том, почему его прошлый религиозный путь оказался ошибочным»,

– подвёл итог своему докладу протоиерей Георгий Иоффе. В заключительной части научной конференции с докладами выступили преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Аркадий Северюхин, рассказавший о становлении сектоведения, как отдельной богословской дисциплины; методист кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии А.А. Добыкина с докладом «Маргинальные религиозные движения как фактор этнического разнообразия»; а также А.А. Колобов с докладом «Элементы NewAge в представлении кришнаитов». Пресс-служба СПбДА