- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Писатель Евгений Водолазкин провёл для ректора и студентов Духовной Академии экскурсию по Пушкинскому дому

«Литературный Петербург» – так называется одна из самых запоминающихся и увлекательных экскурсионных программ, которую может предложить Северная столица своим гостям. Дома, в которых жили известные русские писатели, места, где собиралась творческая элита прошлых столетий, знаковые улицы, на которых разворачивались действия бессмертных произведений – вот главные точки подобного путешествия. И конечно ни один литературный маршрут не обойдётся без остановки перед скульптурными изваяниями великих классиков, которыми так богата историческая часть Санкт-Петербурга: памятник А.С. Пушкину на площади Искусств, Н.В. Гоголю на Малой Конюшенной улице, Ф.М. Достоевскому на Владимирской площади, Н.А. Некрасову на Греческом проспекте… Однако живое чувство благодарных потомков способно на большее, чем традиционное увековечивание памяти в застывших скульптурных формах. Бережное хранение литературного наследия, его кропотливое изучение и стремление передать эти бесценные знания следующим поколениям – таковой является подлинная дань памяти, которой достойны выдающиеся русские писатели прошлого. И одним из первых научных заведений Санкт-Петербурга, где была в полной мере реализована подобная форма благодарения, стал Институт русской литературы (Пушкинский дом), расположившийся на набережной Васильевского острова. Создававшийся в конце XIX столетия, как учреждение, целью которого являлось «собирание и хранение всего, что касается Пушкина как писателя и человека», он со временем превратился в уникальный музейно-исследовательский комплекс, где в настоящее время осуществляется масштабная работа по изучению всей русской письменности. Одним из ведущих научных сотрудников Пушкинского дома является известный русский писатель, доктор филологических наук и литературовед Евгений Германович Водолазкин. В этом году автор романов «Лавр» и «Авиатор» уже дважды посещал Санкт-Петербургскую Духовную Академию: в первый раз с ознакомительной экскурсией, а во второй, в Актовом зале учебного заведения состоялся творческий вечер писателя. 17 апреля с ответным дружественным визитом Институт русской литературы вместе с группой студентов посетил ректор Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий. Встретив гостей у входа в Институт, Евгений Германович начал увлекательную экскурсию по своей alma mater. И первой остановкой на этом пути стал особый зал Рукописного отдела – знаменитое древлехранилище Пушкинского дома. Множество славянских манускриптов ХII-ХIX вв. покоятся на полках старинных шкафов, в специальных футлярах, под стеклами дубовых витрин, некоторые раскрыты на красочных страницах. Особый аромат тисненой кожи, ветхих листов, впитавших фимиам храмовых кадильниц и копоть убогих свечей, кажется, царит в этом удивительном помещении. Здесь, в окружении уникальных артефактов средневековой письменности, Е.Г. Водолазкин поделился с гостями близкой ему концепцией, объясняющей взаимосвязь между принятием Православия на Руси, формированием древнерусской литературы и зарождением русского этноса как такового.

«Выражаясь термином Л.Н. Гумилёва, крещение стало этногенетическим фактором для Руси. До этого здесь жили лишь отдельные племена славян. И именно крещение подняло вопрос единства, и в конце концов объединило эти разрозненные племена. Это произошло, потому что с принятием Православия, на Русь пришла христианская письменная культура. А вместе с ней пришла история как таковая. Ведь до этого наши предки жили в языческом восприятии времени, для которого характерна цикличность, где нет ни начала, ни конца. Средневековая история учит нравственности. Ведь если посмотреть на древние тексты, то мы увидим, что это собрание рассказов, которые расценивают события в первую очередь с позиции добра и зла. Это то, чего не было в языческом понимании и то, чего, к сожалению, нет в современном восприятии исторических процессов»

– Евгений Водолазкин. Знакомясь с экспонатами древлехранилища, гости смогли воочию увидеть редчайшие манускрипты древнерусской письменности: «Постнические слова Василия Великого» XV века; «Житие благоверного князя Александра Невского со Словом о погибели земли русской» XVI века, «Слово на латинов Максима Грека» середины XVI века, «Евангелие, переписанное царевной Софьей Алексеевной» XVII века, и «жемчужину» рукописной коллекции – «Жития протопопа Аввакума и инока Епифания, с автографами» конца XVII века. Далее экскурсия продолжилась в Литературном музее, который хранит более 200 тысяч единиц изобразительных, документальных и историко-бытовых материалов, относящихся к русской литературе XVIII–XX веков. Вступая в просторные залы музея, наполненные личными вещами русских писателей, кажется, что попал в некий единый рабочий кабинет. И какая-та особая историческая сила предметов, этих безмолвных свидетелей жизни своих хозяев, позволяет с лёгкостью оживить прошлое и представить, как все великие классики одновременно творят в этом общем пространстве, сидя каждый за своим письменным столом. Евгений Германович начинает знакомить гостей с экспонатами музея. Переходя от одной секции к другой, он делится со слушателями каким-либо интересным фактом из биографии того или иного русского писателя. И по ходу этого увлекательного повествования возникает впечатление, что он рассказывает не об известных людях, живших в прошлых столетиях, а о своих хороших знакомых. Ведь только по-настоящему близкий может тонко чувствовать характер другого человека и искренне сопереживать его судьбе: «Последние дни Льва Толстого – это такое чисто русское соединение чего-то глубоко трагичного и одновременно комичного… Он хотел остаться один, ушёл из дома, а в итоге в последние часы жизни, агентство «Рейтер» каждые полчаса на весь мир передавало об изменениях его температуры тела, пульсе и давлении… Я думаю, трагичность фигуры Толстого заключалась в его избыточной серьёзности и какой-то внутренней невозможности посмеяться над жизненной ситуацией…». Или знать, казалось бы, совершенную мелочь из жизни человека, которая бы, тем не менее, весьма точно раскрывала его образ: «Лермонтов был маленького роста. И я долго не понимал, как он мог носить эту большую шашку, – указывает на грозное орудие поэта Евгений Германович, – пока не узнал любопытный факт – в то время считалось особым шиком, чтобы, когда кавалерист спешился, ножны его сабли касались бы земли и выбивали искры из мостовой». В завершении экскурсии Евгений Германович провёл гостей Духовной Академии в рабочий кабинет своего учителя, академика Д.С. Лихачёва. Наверное, так скромно и лаконично и должно выглядеть рабочее место настоящего служителя науки: обычный письменный стол, простой стул и небольшая тахта у стены… Будто бы всё оставшееся пространство кабинета и должно оставаться свободным, чтобы служить вместилищем для мыслей учёного. И если, и есть деталь интерьера, которая немного нарушает общий аскетичный стиль убранства, то это большие книжные полки вдоль стены. Видя заинтересованные взгляды гостей, Евгений Водолазкин открывает ещё одну деталь из внутренней жизни Института: «У нас в Пушкинском доме есть такая небольшая традиция. После смерти сотрудник завещает часть своей книжной коллекции в дар нашей библиотеке. Это всё книги Дмитрия Сергеевича. Когда я умру, то тоже часть своих книг подарю родному Институту» – с улыбкой произносит русский писатель. Пресс-служба СПбДА