- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

«Постом душу мою смири, ибо я к Тебе прибег, единому Многомилостивому!»

В четверг первой седмицы святой Четыредесятницы, 17 марта 2016 года, начальствующие, учащие  и учащиеся Санкт-Петербургской Духовной Академии молились за уставными великопостными богослужениями в домовых академических храмах.

Ректор Академии архиепископ Амвросий, большинство духовенства и учащихся молились в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

После чтения утреннего молитвенного правила, иеромонах Кирилл (Порубаев) в сослужении диаконов Сергия Макарова и Антония Афанасьева совершил последование утрени и первого часа. Владыка ректор прочитал ктиторские псалмы и шестопсалмие.

После окончания первого час и десятиминутного перерыва были совершены третий, шестой и девятый час,  изобразительные и вечерня. Богослужения совершил священник Александр Кузнецов в сослужении иеродиакона Алексия (Дурнева) и диакона Антония Афанасьева.

Пели мужской хор под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина и смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной).

В храме Двенадцати апостолов богослужение совершил священник Глеб Санюк в сослужении иеродиакона Владимира (Палибрка).

Пел женский хор под управлением Лидии (Масловой). В храме молились воспитанницы Иконописного отделения Духовной Академии.


Мы подошли к середине первой седмицы поста, и порой уже начинает казаться, что поститься слишком сложно, что мы не выдержим этого. Мы начинаем чувствовать раздражение. Наши страсти как бы оголяются и начинают действовать все больше и больше. Пост помогает нам увидеть свое заблуждение, что, в свою очередь, помогает прейти к покаянию, как поется в стихирах на стиховне: «Господи, Ты для меня грешного назначил покаяние, меня недостойного желая спасти по безмерной твоей милости. К Тебе припадаем, молясь, постом душу мою смири, ибо я к Тебе прибег, единому».

Для утешения нас, проходящих поприще поста, предлагается воспоминание Животворящего Креста Господня, укрепляющего нас на пути: «Как виноградная лоза, Спаситель, на древе вися, Ты напоил Христе вином нетления мира концы, потому взываю, меня пьянством греховным тяжко омрачаемого всегда сладостью умиления истинного напоив, воздерживаться от наслаждений ныне Спасителю укрепи, как благой и Человеколюбец».

Мы просим Господа даже усладить нам постную пищу, но усладить ее не вкусом, не количеством, не запахом, не удовольствием плотским, которое мы от нее получим, но той духовной радостью, которую дарует нам Крест Христов, на Который мы взираем. «О сила твоего Креста, Он произрастил для Церкви воздержание, древнее невоздержание Адама во Эдеме исторгнув с корнем, ибо оно смерть людям принесло. А Сей нетленно источает миру бессмертие, как из нового источника райского излиянием Твоей животворной крови и вместе воды, от которых все оживотворилось, и для нас роскошь поста им услади Боже Израилев» (Стихира на «Господи воззвах», вечерня четверга перовой седмицы).

Также сегодня на вечерне мы слышали паремию – чтение из книги Бытия, из второй главы, в которой рассказывается о том, как Господь дал человеку первую заповедь. «…И заповедал Господь Бог Адаму, говоря: “От всякого древа, которое в раю, ты будешь свободно есть, а от дерева познания добра не будете есть, но в день, в который вкусите от него смертью умрете”».

Что означает эта заповедь? Почему Бог так ограничивает человека, почему ограничивает его именно в познании? Всякое ограничение, накладываемое Богом, как и ограничение, накладываемое родителем на своего ребенка, несет благо. Бог охраняет человека, пытается уберечь его от опасности. В чем опасность познания? Опасно не познание само по себе, опасно самочинное, заблуждающееся, мятущееся влечение к познанию самостоятельному без руководства, без указания пути. Ведь Бог человека, еще не готового к этому познанию, предупреждает: «Без Меня не ешьте от этого древа, не стремитесь к нему. Я Сам, когда нужно, покажу вам и укажу верный путь к познанию».

Бог дарует человеку свободу и ждет от него свободной любви. Он не ищет от него безвольного подчинения, но и Сам не идет на подчинение. К Богу абсолютно неприменим какой-либо магический подход, исключена возможность командовать Богом, например, съесть что-то и получить что-то в обмен, сделать что-то и тем купить что-то. Бог свободно открывается человеку, только Сам, когда этого захочет. И потому, это познание – доброго и лукавого, добра и зла – должно быть под Его руководством. Для нас, в нашем нынешнем состоянии, руководством в таком познании, с которым мы сталкиваемся в нашей жизни постоянно, должно являться Евангелие и весь огромный опыт жизни Церкви, ее подвижников, достигших спасения. Этот опыт отражен в церковном Предании, в церковном уставе, в правилах благочестивой жизни, в которой пост занимает важное место. «Желая божественной Пасхе причаститься, берущей начало не из Египта, но из Сиона, удалим греха закваску покаянием, препояшем чресла наши умерщвлением наслаждений, украсим ноги обувью, препятствующей ходить по пути всякого порока, обопремся на посох веры, не будем подражать врагам владычнего Креста, обоготворяя чрево, но последуем путем поста за подавшим нам пример победы над диаволом Спасителем душ наших». (Стихира на «Господи воззвах», вечерня четверга перовой седмицы).

Сегодня вечером в храмах Духовной Академии будет совершаться великое повечерие с чтением четвертой, заключительной части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Ректор Академии архиепископ Амвросий совершит богослужение в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Начало в 18.00.

Пресс-служба СПбДА