- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы молитвенно отмечен в Духовной академии

3-4 декабря 2014 года в Санкт-Петербургской православной духовной академии праздничные богослужения в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил ректор академии архиепископ Петергофский Амвросий.

На всенощном бдении Его Высокопреосвященству сослужили: проректор по воспитательной работе Духовной академии протоиерей Виталий Грищук и священнослужители из числа сотрудников, преподавателей и студентов Академии.

После тропарей на «Бог Господь» студент II курса библейско-богословского отделения чтец Руфин Исаев произнес проповедь, посвященную празднуемому событию.

За Божественной литургией в день праздника архиепископу Петергофскому Амвросию сослужили: архимандрит Софроний (Смук), иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий), священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк, иеромонахи Сергий (Иванов) и Афанасий (Букин), священник Евгений Миози и иеромонах Сергий (Шардаков); протодиакон Кирилл Журавлев, архидиакон Тимофей (Цисмалидис), диакон Герман Ранне, иеродиаконы Феодосий (Желновачев) и Владимир (Палибрк), диаконы Александр Дорохов, Александр Юй и Адам Бокарев.

После чтения Евангелия с проповедью к молящимся обратился священник Глеб Санюк, по запричастном стихе проповедь произнес студент II курса библейско-богословского отделения чтец Сергей Шпагин.

За богослужением пели мужской хор под управлением студента бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой. В храме молились студенты всех отделений, прихожане академического храма, сотрудники и подопечные православной социально-благотворительной организации «Братство попечения инвалидов во имя Пресвятой Богородицы».

Богослужение окончилось славлением в честь праздника, после которого архиепископ Амвросий поздравил участников торжества с праздником Введния во храм Пресвятой Богородицы и обратился с архипастырским словом:

«В сегодняшний день Церковь  говорит нам еще и о том, что единственно верное отношение  друг к другу и ко всему, происходящему вокруг нас, должно быть таким, каким оно бывает у детей.  Именно детская тема звучит в праздник Введения во храм маленькой Отроковицы – в день, когда мы также  ожидаем радость рождения еще одного удивительного Ребенка, Которому надлежит прийти в этот мир нас ради людей, ради нашего спасения. Детские образы в священной истории учит нас тому, что наше отношение к окружающему миру и всему происходящему с нами должно совершаться через призму восприятия детского сердца – сердца чистого, сердца, в котором нет злобы, нет зависти, нет осуждения, и пересудов, сердца, которое неспособно долго обижаться или таить какое-то зло».

Архиепископ Амвросий напомнил, что завтра, в день кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в академическом храме будет совершено заупокойное богослужение.

«Сегодняшний день в памяти многих из нас остался еще и как последний день служения Святой Церкви здесь, на земле, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, который 5 декабря 2008 года отошел ко Господу. Завтра, как и практически каждый год в этот день, я буду находиться в Елоховском соборе, где погребен Святейший Патриарх Алексий, и прошу вас совершить заупокойную молитву о приснопамятном Предстоятеле нашей Церкви».

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится милость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу, радуйся, Ты даешь нам милость Божию. (Тропарь праздника, перевод с греч. иеромонаха Амвросия (Тимрота))

В основе праздника лежит одно из событий из детства Пресвятой Девы, повествование о которых заимствованно из древнехристианских апокрифических памятников, таких как греческое Протоевангелие Иакова II века и латинское Евангелие Псевдо-Матфея IX столетия.

По достижении дочерью трехлетнего возраста, родители Девы Марии, Иоаким и Анна, хотели выполнить данное ими обещание и посвятить своего единственного ребенка Богу. Они направились в Иерусалимский храм, у входа в который их ожидали юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, без труда поднялась по крутым ступеням храма, где Ее встретил и благословил первосвященник Захария. По особому откровению Она, как «одушевленный кивот Божий» (1 Пар. 15), была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник и то однажды в год.

«Значение в деле воспитания и предуготовления будущей Богоматери имел Ее доступ в этот алтарь ветхозаветного храма, в это место таинственного присутствия святейшего и грозного Иеговы, это понятно и без объяснения. Нужно войти в душу и понять образ мыслей древнего благочестивого еврея, чтобы понять и то, чем было в его глазах Святое Святых. Скрытое за тяжелою открывающеюся лишь раз в году завесою, страхом мгновенной смерти, охраняемое не только от входа в него, но и от нескромного взгляда внутрь его, погруженное в потрясающий таинственный и священный мрак, – оно для еврея поистине немногим отличалось от самого неба; быть там значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним, всем существом почувствовать действительное присутствие, действительную близость Бога» – писал о празднике Введения во Храм Пресвятой Богородицы известный литургист М.Н. Скабалланович.

Введение во храм явилось поистине предзнаменованием благоволения Божия и проповедью спасения человечества, ознаменовав вступление Девы Марии на путь высочайшего, непостижимого ни для кого нравственного совершенства, возрастания в благодати, пройдя который, Она стала Богоматерью, родив Христа Спасителя, избавившего нас от греха и смерти. Ни камень, ни драгоценные сосуды, ни сокровища храма, но живое человеческое сердце маленькой Марии, открытое и не очерненное пороком, стало действительным жилищем Славы Божией, уготовившей Пресвятую Деву к принятию Невместимого. Вхождением во Святая Святых Пресвятая Дева возвестила, что в Ее лице человечество обрело недоступную доселе близость к Богу. Спасение близко, ибо воздвигнут одушевленный Храм, через который Царь Славы сойдет на землю, протягивая падшему созданию спасительную Десницу.

Пресс-служба СПбПДА