- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Преподаватели, сотрудники и студенты Духовной академии испросили прощение друг у друга

2 марта 2014 года, в Неделю сыропустную, Прощеное воскресенье, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил вечерню в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. По окончании богослужения прошел чин прощения.

Архиерею сослужили иеромонах Геннадий (Поляков), протодиакон Кирилл Журавлев, архидиакон Тимофей (Цисмалидис), диакон Герман Ранне. В алтаре молились архимандрит Софроний (Смук), протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе, духовенство академического храма.

После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. По традиции с этого момента богослужебные песнопения исполняются особым великопостным напевом. В конце вечерни поются великопостные тропари, и совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя земными поклонами.

Обращаясь к молящимся с архипастырским словом, владыка Амвросий призвал всех искренне примириться друг с другом, по-настоящему простить все обиды, чтобы наши молитвы и наш телесный подвиг были не напрасны, дабы мы, укрепляемые Божественной благодатью, достойно проследовали по спасительному пути Великого поста и вошли в неизреченную радость и счастье Христова Воскресения. Архипастырь напомнил и о важности воздержания, которое помогает человеку смирять и побеждать страсти, преодолевать греховные наклонности, мешающие нам приобщиться к Источнику Правды и Истины. Завершая слово, владыка Амвросий испросил у паствы прощения.

По примеру владыки, следуя древней христианской традиции, духовенство, студенты и прихожане также испросили прощение друг у друга. Во время чина прощения академические хоры исполняли песнопения Подготовительных недель и Великого поста, а в завершении пропели стихиры Святой Пасхи.

Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом, или 7-е воскресенье перед Пасхой.

В этот день верующие, стоя за литургией, имеют возможность слышать евангельское чтение, где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ (Мф 6:14-19).

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.