- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Ректор Духовной Академии совершил заупокойную литию на могиле П.И. Чайковского

Русская классическая музыка – это неотъемлемая часть мирового культурного наследия. Русские композиторы сочинили множество невероятных по красоте музыкальных произведений. Одним из таких имён, навсегда вошедших в сокровищницу классической музыки, является имя Петра Ильича Чайковского. Его талант заключался в умении соединять в своём творчестве дух русского народа, европейские музыкальные формы и личные душевные переживания.Балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», а также цикл «Времена года» – одни из самых известных произведений автора. Кроме того, композитор написал музыкальные циклы к Литургии Иоанна Златоуста и всенощному бдению, а также другие сочинения, которые и сегодня исполняются за богослужениями.6 ноября 2018 года исполнилось 125 лет с дня кончины Петра Ильича Чайковского. В этот день ректор и студенты Санкт-Петербургской Духовной Академии собрались в некрополе Александро-Невской лавры и молитвенно почтили память русского композитора.На месте его захоронения епископ Серафим совершил в сослужении иеродиакона Иоанна (Галумова) заупокойную литию, за которой пела группа мужского хора.

В начале литии владыка ректор рассказал студентам о творческом наследии русского композитора:

«Сегодня мы собрались на могиле Петра Ильича Чайковского – выдающегося русского композитора, чтобы помолиться о его упокоении. Своим дарованием он служил и Господу Богу, и людям, и Церкви, и светскому искусству, но самое главное, что при всей силе и мощи своего таланта он оставался человеком с очень добрым сердцем, который был отзывчив к проблемам и трудностям других людей. Из воспоминаний современников, из мемуаров, из исторической литературы мы можем почерпнуть тот замечательный человеческий образ, которым обладал Петр Ильич. Безусловно, он обессмертил себя в своих музыкальных произведениях, но наш долг как благородных потомков и соотечественников молиться о его упокоении».

Справка:

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – русский композитор, педагог, дирижер и музыкальный критик.

Биография

Будущий композитор родился в семье горного инженера. С раннего детства он проявил острую восприимчивость к музыке, довольно регулярно занимался на фортепиано, которым хорошо владел ко времени окончания Училища правоведения в Петербурге. Уже служа в департаменте министерства юстиции, он поступил в 1861 году в классы Русского музыкального общества, преобразованные в Петербургскую консерваторию в 1862 году, где занимался композицией у Н. Зарембы и А. Рубинштейна. По окончании консерватории в 1865 году Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном в качестве преподавателя в открывшуюся в 1866 году Московскую консерваторию.

К началу 90-х годов Чайковский стал одним из самых признанных, всемирно известных композиторов. Ему рукоплескал Гамбург, Лейпциг, Париж, а гастрольные поездки по городам Старого и Нового Света неизменно превращались в триумф русской музыки.

Чтение играло большую роль в жизни композитора и, наряду с музыкальной работой и прогулками, входило в обязательный распорядок дня. Композитор ценил произведения многих зарубежных и отечественных классиков литературы. В переписке с близкими он делился впечатлениями о книгах и их авторах, лично знал А. Н. Апухтина, А. Н. Островского, А. Н. Плещеева, Я. П. Полонского, Л. Н. Толстого, А. А. Фета, А. П. Чехова. Из русских писателей более всех читал Толстого, Островского, Гоголя. Нравственные поиски побудили Чайковского к систематическому чтению Библии. На приобретённом им экземпляре имеются свыше 200 пометок и 75 дат, которые ставил композитор в процессе чтения.

Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где 16 октября 1893 года продирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней умер. Согласно официальной версии, 21 октября Чайковский заболел холерой. Болезнь протекала очень тяжело, 24 октября началась агония, а 25 октября 1893 года наступила смерть.

Значение для русской классической музыки

Петр Ильич Чайковский внёс неоценимый вклад в развитие русской духовной музыки. Он оказал влияние на процесс становления и расцвета «новой русской хоровой школы» – движения, поднявшего на небывалую высоту искусство сочинения и исполнения хоровых произведений в России конца XIX – начала XX столетий. Чайковский отредактировал для издательства П. Юргенсона полное собрание духовных хоровых сочинений Д. С. Бортнянского и сыграл большую в деятельности Синодального училища.

Творческое наследие

Петр Ильич написал полные, музыкально завершенные циклы к двум важнейшим богослужениям православной Церкви: «Литургии св. Иоанна Златоуста» (1878) и «Всенощному бдению» (1882). Кроме того, им написаны девять отдельных духовных хоров и положен на музыку пасхальный текст «Ангел вопияше». К сожалению, духовно-музыкальное творчество П. И. Чайковского не было оценено современниками. Реакция на его духовно-музыкальные произведения была неоднозначной.

Пресс-службу СПбДА