- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Секретарь Ученого совета принял участие в работе семинара, посвященного осмыслению духовного наследия святителя Феофана Затворника

26 января 2016 года в Большом актовом зале Издательского совета Русской Православной Церкви в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений состоялся семинар студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника». В работе форума принял участие секретарь Ученого совета иеромонах Никодим (Хмыров), рассказавший присутствующим о перспективах изучения трудов святителя в Санкт-Петербургской Духовной Академии в связи с введением на бакалавриате нового курса Русская патрология.

После молебна святителю Феофану в домовом храме преподобного Иосифа Волоцкого пленарное заседание открыл Председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент, обратившись к участникам семинара с приветственным словом, в котором подчеркнул особую важность и актуальность для современного человека изучения духовного наследия вышенского затворника.

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий представил доклад «Святитель Феофан Затворник в Вышенской пустыни (1866-1894 гг.)», в котором подробно рассказал о жизни и трудах святого подвижника в затворе. На сегодняшний день к публикации готовится книга – сборник докладов митрополита Феодосия – о пребывании святителя Феофана в Тамбовской епархии.

С обзорным докладом о жизни и наследии вышенского подвижника выступил епископ Тарусский Серафим.

Преподаватель Московской Духовной Академии иеромонах Корнилий (Зайцев) в своем выступлении рассказал о том, что святитель выделял в человеке три составные части: дух, душу и тело, где дух является высшей стороной нетелесного состава человека. У человека праведного дух руководит душой, а душа – телом; у человека, обуреваемого страстями, эта иерархия нарушена.

В своем докладе иерей Андрей Кретов рассмотрел тематическое содержание проповедей святителя, а именно литургические темы, основным содержанием которых становится спасение, являемое нам в богослужении и Таинствах Церкви.

О соотношении свободы воли и естественного нравственного закона в творениях святителя Феофана Затворника размышлял в своем выступлении иерей Евгений Игнатов.

Соискатель кафедры Истории Русской Православной Церкви ПСТГУ иеродиакон Петр (Алексеенко) представил центральный вклад святителя Феофана в святоотеческую экзегетическую традицию святого апостола Павла, состоящий в последовательном выделении в человеке духа. Святитель развивает синтетическую его трактовку, подчеркивая энергийное единство духа человеческого и Духа Божия. Показано, что данное понимание духа становится концептуальным ядром антропологии русского толковника. Посредством изменений в образе соединения духа и Духа святитель Феофан представляет четыре антропологических состояния – первозданное, падшее, подблагодатное и воскресшее.

Аспирант Московской Духовной Академии иеродиакон Варлаам (Череп), изучив высказывания вышенского затворника о пастырстве, приходит к выводу, что пастырь в понимании святителя является соработником Божиим в деле спасения и призван к тому, чтобы стать орудием Его промыслительных действий о человеке.

Преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. Глазунова В.В. Каширина осуществила в своем выступлении анализ высказываний и отзывов подвижника, в частности, она представила цитату: «Вышу можно променять только на Царство Небесное».

Доцент кафедры теологии Курского государственного университета А.Б. Хохлова в своем докладе «О единстве институтов воспитания в педагогической системе святителя Феофана Затворника», рассказала о том, что святитель Феофан говорит о необходимости воспитания, начиная с младенчества, где очень важным является семейное воспитание, а также о продолжении традиций духовно-нравственного воспитания в школе в период отрочества и о важности сохранения этой основы в период юношества.

В заключение весьма насыщенного и интересного семинара студент Екатеринодарской духовной семинарии И.Н. Ковалев представил доклад, в котором проанализировал основные темы проповедей святителя Феофана Затворника, в частности, его отклики на проблемы современности, уровень богословского образования духовенства и паствы, несение личного жизненного креста.

Пресс-служба СПбДА