- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

В академических храмах совершены богослужения Крещенского сочельника

18 января 2014 года, в день предпразднества Богоявления (Крещенский сочельник), в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии епископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста, вечерню и великое освящение воды.

Преосвященнейшему владыке сослужили: архимандрит Софроний (Смук); архимандрит Григорий (Нанакудис); иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Виталий (Морозов); священник Глеб Санюк; протодиакон Кирилл Журавлев и архидиакон Тимофей (Цисмалидис).

Проповедь после евангельского чтения на Литургии произнес студент 4 курса бакалавриата иеромонах Виталий (Морозов).

По окончании Божественной литургии была совершена вечерня праздника Богоявления с чтением тринадцати паремий, после которой с пением тропарей «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» духовенство и молящиеся спустились в вестибюль академии, где владыка Амвросий совершил чин великого освящения воды.

По окончании богослужения владыка ректор обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Поздравляю, дорогие отцы, братья и сестры с Навечерием праздника Богоявления! Христос, пришедший к Иордану, услышал возражение со стороны Пророка и Предтечи Его Иоанна. В ответ на это возражение Он сказал, что Ему надлежит исполнить всякую правду. Христос говорил, конечно, о Божией правде. По человеческой правде, которую озвучил пророк Иоанн, Христос не должен был креститься. Однако, Божия правда подчас совсем не такая, как правда человеческая, она не подлежит никаким правилам логики, она абсолютно нелогична, она таинственна, ее нужно принимать такой, как она есть. А нам, людям Церкви, необходимо стремиться постигать ее, постигать через духовные подвиги и очищение сердца, Духом Святым. Постигать и стараться именно через призму Божией правды смотреть на все события, которые происходят вокруг нас – через призму правды Божией смотреть на жизнь Церкви, на жизнь государства, на жизнь человечества, на свою собственную жизнь, на жизнь находящихся вокруг нас людей. Мы призываемся именно к такому видению, а не к видению мира сего, который становится с каждым годом, с каждым десятилетием и столетием все более замутненным. Логика мира сего на протяжении всей истории постоянно меняется – черное обеляется и преподносится как белое, белое уничижается и осмеивается. Поэтому только видение жизни через правду Божию способно нас удержать от дезориентации. Правда человеческая, конечно же, всегда логична, она убедительна, и именно с помощью этой правды очень часто творится самая настоящая неправда. Если брать по правде человеческой, по человеческой справедливости, то разве мог бы первым войти в рай разбойник за минуты до своей кончины изменившийся и признавший распятого рядом на кресте своим Царем и Господом? Если брать по правде и по справедливости человеческой, разве мы по своим делам и поступкам могли бы вообще жить и быть счастливыми и радостными? Но правда Божия другая, в ее основе лежит Божественная любовь и милосердие, и именно поэтому она не подлежит никакому логическому объяснению, но мы видим ее, и через нее мы призваны постигать этот мир. Пусть именно правда Божия будет руководящей в принятии наших решений, в наших целях, в наших словах, в наших поступках и в нашем отношении к окружающей действительности и к находящимся вокруг нас людям. С праздником Навечерия Богоявления всех вас!»

По обычаю, после трапезы святой водой были окроплены комнаты общежитий, учебные аудитории, и различные хозяйственные помещения Духовной академии.

В храме Двенадцати апостолов богослужения совершил священник Андрей Парафенюк в сослужении священника Александра Зиновкина, иеромонаха Сергия (Иванова), диакона Владимира Первушина-фон-Дитц. Пел женский хор академии под управлением Лидии Масловой.

«Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещение принимающего«  (Тропарь на чине великого освящения воды)

Пением этого тропаря начинается чин великого освящения воды, совершаемый в день предпразднества Богоявления в память о чуде совершенном Христом Спасителем в самом начале Его земной проповеди. Воплотившийся Бог сошел в Иорданские воды, освящая присутствием своего Божества, непостижимым образом, неслитно и нераздельно, соединившегося с человеческим естеством, ту материю, ту стихию, которую по праву можно назвать символом всего тварного бытия. Водой названа в Священном Писании первоматерия, из которой затем Всемогущий Бог воззвал к бытию наш мир. «Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды».

Преступлением человека – венца творения, на которого была возложена ответственность за вселенную, в естество материальной природы вошло разрушение, тление и смерть. Но по прошествии нескольких тысяч лет Сын Божий сошел на землю, чтобы призвать род человеческий из глубины падения. И в самом начале проповеди, искупительного подвига земной жизни, Христос приходит на Иордан, принимая «рабское крещение» от рук Предтечи, не только свидетельствуя о том, что Он есть истинный Сын Божий пришедший спасти человека, но и освящая водное естество, ту стихию, без которой немыслимо существование живых существ. восстанавливая ее в первозданную чистоту.

И сегодня, спустя тысячелетия, это чудо приобщиться к материи, оживотворенной и освященной Духом Святым, доступно и нам. В день Крещенского сочельника, как и некогда на Иорданской реке, воды освящаются для того, чтобы стать «защитой от всякого коварства видимых и невидимых врагов, целительной для души и тела». Но Крещенская вода не магическое средство, не чудесная панацея от недугов, но милость Божия к нашей немощи, помогающая нам в том случае, если мы помним об истинной цели нашей жизни и стремимся к соединению с Богом. Поэтому не стоит забывать, что употребление освященной воды не может заменить для человека Таинство Евхаристии, ту благодать, которую мы получаем от приобщения самой Плоти и Крови Божественного Спасителя. Поэтому истинно верующий христианин не должен ставить различные обычаи и традиции, в частности купание в проруби с освященной водой, выше Таинств Святой Церкви и пренебрегать Ими.

Здесь же стоит упомянуть и о распространенном заблуждении делать различие между святой водой, освящаемой в Крещенский сочельник, и той, которая освящается в сам день праздника Крещения. Так называемая «Богоявленская» и «Крещенская» вода суть одно и то же, чин великого освящения совершенно одинаков как накануне Богоявления, так и в сам день праздника.

Сегодня вечером в 17:00 и завтра в 9:30 в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова епископ Амвросий совершит всенощное бдение и Божественную литургию Василия Великого.

После Литургии также будет совершен чин великого освящения воды. Раздача святой воды – с 12:30.

Пресс-служба СПбПДА