- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

В академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершены воскресные богослужения

29-30 августа 2015 года всенощное бдение и Божественную литургию в домовом храме Санкт-Петербургской православной духовной академии совершил ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий. Перед началом Литургии архиерей постриг во чтеца студента бакалавриата, по окончании богослужения владыка ректор освятил отремонтированные аудитории первых классов бакалавриата.

Согласно календарю в нынешнее воскресение Святая Церковь молится за богослужениями 13-ой Недели по Пятидесятнице и попразднества Успения Пресвятой Владычицы Богородицы. За Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Академии; иеромонах Геннадий (Поляков); священники Александр Кузнецов, Андрей Парафенюк, Глеб Санюк, Виталий Коршунов, Филипп Порубаев; иеромонахи Афанасий (Букин), Виталий (Морозов), Сергий (Иванов); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне; Лука (Пронских) и Алексий (Дурнев). Пел сводный смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной). Перед началом Литургии архиепископ Амвросий постриг во чтеца студента 4-ого курса бакалавриата Алексея Еврокатова. За Литургией духовенство и прихожане храма молились о мире на Украинской земле, после сугубой ектении архиерей прочитал особую молитву о прекращении вражды и ненависти среди народа братской страны. После отпуста Литургии владыка ректор поздравил участников богослужения с воскресным днем и попразднеством Успения Богоматери и обратился к молящимся с архипастырским словом, посвященным отрывку из послания апостола Павла к Коринфянам, читавшемуся за Божественной литургией:
«Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем и попразднеством Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Через чтения Священного Писания, которые предлагаются нам за богослужениями, Святая Церковь напоминает о неком уровне, эталоне, взирая на который, мы должны сверять с ним свою жизнь – как в личном плане, так и в плане семьи, общины и даже всей Церкви. И всякий раз из этого чтения мы должны извлекать для себя новое, дабы не быть посторонними слушателями, а стремиться к тому, чтобы определить каждый для себя, с чем именно сегодня Бог обращается ко мне лично, к моему собственному сердцу.  Одно из таких чтений – отрывок из послания святого апостола Павла к коринфской общине – сегодня читалось за Божественной литургией.  Это послание обращено не только к отдельным людям, оно обращено и к церковной общине, ко всей Церкви. В самом начале послания апостол Павел, который, как сейчас принято говорить, был очень близок к народу, поименно вспоминая членов общины, дает некое правило, как относиться к внешним и тем, кто находится в Церкви. В то время Церковь была гонима, извне она была обуреваема непониманиями, угрозами, опасностями, и поэтому он призывает коринфских христиан к мужеству. Он дает им наставления схожие с теми, которыми бы военачальник воодушевлял своих воинов перед битвой. Он говорит о том, что они должны быть мужественными. И это первое качество христианина, о котором мы должны знать.   Второе же качество, о котором апостол говорит в отношении тех, кто пребывает в самой общине, в Церкви – это любовь. Мужество и любовь. Вот два качества, которые должны определять христианина. Церкви, как храмовые здания, в основном стали строиться, начиная с III века – в первое же время большинство христианских общин для совершения Евхаристии собирались в домах своих собратьев. И благочестивые христианские семьи, обладающие жилищами, могущими вместить общину, всякий раз открывали двери своего собственного дома людям, собиравшимся для молитвы и для совершения Евхаристии. Именно таким образом происходила жизнь Древней Церкви. И, конечно же, люди знали друг друга, знали не только по именам, они знали о бедах и радостях каждого, кто составлял общину, и именно любовь была присуща этим людям, этим маленьким Церквям, соединявшимся благодатью Духа Святого во всем мире в единую огромную Святую Соборную и Апостольскую Церковь. В сегодняшнем апостольском чтении снова звучали слова, которые почти всегда проходят как бы мимо нашего слуха: “Целуйте Акилу и Прискиллу…” Вроде бы к нам эти слова и не относятся, однако именно эти христиане – Акила и Прискилла были теми людьми, которые всякий раз гостеприимно принимали христианскую общину, в их доме совершалась Святая Евхаристия. Апостол Павел говорит о целовании этих людей, принимающих всякого путника, предоставляющих свой дом для всей Церкви. Среди христиан первых веков целование мира было действительно очень важным знаком, отличавшимся от приветствий, дававшихся людьми в общественных местах, на площадях и рынках. И хотя эмоциональное приветствие друг друга было в целом свойственно Востоку, но именно такое целование, было присуще христианам. Это было целомудренное целование, которое воздавали женщины женщинам, мужчины мужчинам либо в уста, либо в руки. Впоследствии, ради того, чтобы не смеялись язычники, ради того, чтобы не было ничего предосудительного, эта традиция ушла, но ушла еще из-за того, что христианские общины перестали быть родными по духу.  Люди, составляющие их, очень часто, как мы видим сегодня, перестали знать друг друга. Вспоминая о древних временах мы, конечно же, не должны стремиться к тому, чтобы внешне вновь возвращаться к первохристианским традициям. Церковь живет, развивается подобно тому, как живет и развивается человек. Сначала она была в младенческом состоянии, потом пришла во взрослое состояние, и все то, что прошла Церковь сквозь призму гонений, да и людских ошибок за предыдущие столетия, нельзя полностью отметать, стремясь возвратиться к внешней простоте жизни первых христиан. Однако же главные качества, о которых говорит святой апостол Павел, остаются неизменными. Мужество в отношении к внешнему и любовь в отношении друг друга. Однако очень часто нам необходимо мужество и внутри Церкви. Непонимание и разделение, вражда, соперничество, карьеризм, погоня за мамоной поражали и продолжают поражать Церковь. И поэтому христианину, подобно святителю Григорию Богослову, свидетельствовавшему о том, как много неправды, клеветы, гонений, непонимания он терпел от своих же собратьев,  также требуется немало мужества и внутри Церкви. Но, тем не менее, прежде всего требуется любовь, которая растворяет все зло, которая гасит и ломает разжженные стрелы зависти и вражды, любовь,  которая является единственной силой, способной победить зло и растворить его в этом мире. Аминь».
Также владыка особо поздравил чтеца Алексея с возведением в первую степень церковного служения и поблагодарил сослужителей и прихожан храма за совместную молитву.

По окончании богослужения владыка ректор освятил отремонтированные и переоборудованные аудитории, где в предстоящем учебном году будут обучаться первые курсы бакалавриата.

Пресс-служба СПбПДА