- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

В Академическом храме прошли богослужения Великого Пятка (+ВИДЕО)

В этот заключительный день Страстной седмицы Церковь вспоминает святые и спасительные для всего человеческого рода Страдания Христа. Невозможно подобрать нужные слова и описать все те события, которые происходили на Голгофе две тысячи лет назад. Невозможно проникнуться болью Пречистой Богородицы, Которая стояла у Креста и взывала к умирающему Божественному Сыну: «Увы мне, Чадо Мое! Увы мне, Свете Мой и Утроба Моя возлюбленная!» О страданиях, которые претерпел Христос, рассказывают сегодня святые евангелисты: оплевания, биение, насмешки, оскорбления, багряница, трость, гвозди, копье. Но сверх всего этого — Крест и смерть. Все это Господь принял по Своей воле ради нас. В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской Духовной Академии богослужения Великого Пятка начались с чтения Царских часов. Это особые часы, на которых звучат повествования одного из четырёх евангелистов. Наряду с общей темой Страстей Господних в каждом часе есть конкретное воспоминание: на первом – суд над Христом, на третьем – осуждение на смерть, на шестом – само распятие, а на девятом – смерть Господа. Евангелие на первом и девятом часе прочитал ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий. Во второй половине дня студенты и прихожане снова собрались под сводами храма, где духовенство во главе с владыкой ректором совершило чин Великой вечерни с выносом плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. За этим богослужением Церковь уделяет особое внимание теме снятия со Креста и Погребения Спасителя. В этом году на этот день выпадает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. К трагичным чтениям и песнопениям добавляются паремии и стихиры праздника Благовещения. Цвет облачений не траурно тёмный, а более светлый — фиолетовый. Соединение этих событий неслучайно. Об этом, после выноса плащаницы на середину храма, рассказал в своей проповеди иеромонах Афанасий (Букин):

«Эта Пятница и так несет в себе невообразимый ужас, это поистине самый страшный день в человеческой истории. Но сколь ужаснее она выглядит на фоне ликующей радости Благовещения, сколь сильнее она потрясает Ту, Которая носила Сего Страдальца под своим сердцем, Которая укачивала Его перед сном и пела Ему колыбельные песни, Которая видела Его первые шаги и радовалась первым слову слетевшему с Его уст. Какая мать могла бы выдержать этот ужас? Какая мать не желала бы тут же умереть и быть погребенной вместе со своим чадом?

Но в Евангелии мы не видим душераздирающих рыданий Пресвятой Девы, Ее безмятежность и спокойствие красноречивее слез. Она со-умирает со Своим Сыном. Оружие, о котором Ей говорил старец Симеон (Лк. 2:35), так глубоко вошло в Ее душу, что тайну этих страданий очень сложно выразить словами».

После чина выноса плащаницы владыка ректор прочёл особый канон на Распятие Спасителя и на Плач Пресвятой Богородицы. После богослужения молящиеся смогли подойти на середину храма, где теперь лежал их Бог и Господь. Перед плащаницей человек ничего не говорит, а в тихом безмолвии, преклоняя свои колени, подходит к распятому Христу. К Тому, Кто пострадал ради всего человечества. Тому, Кто победил саму смерть. Справка: За великой вечерней владыке ректору сослужили: проректор по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров), иеромонах Геннадий (Поляков), священники Александр Кузнецов, Глеб Санюк и Андрей Парафенюк, иеромонахи Варфоломей (Магницкий), Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев), Лука (Пронских), Онуфрий (Сонькин) и Феофан (Друганов); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Антоний Копаев, иеродиакон Иоанн (Галумов), диаконы Владислав Уличев и Петр Чорнобай, иеродиакон Филарет (Гавщук) и диакон Павел Сунь Мин. За богослужениями пели три хора: мужской под управлением чтеца Марка Качанкина, смешанный под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский под управлением Лидии Масловой. Пресс-служба СПбДА