- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

В Академии прошли богослужения 6-й Недели по Пасхе

Христос подошел к слепому от рождения человеку, сотворил брение и помазал ему грязью глаза. Тот умылся водой и прозрел. Так описывает это чудо евангелист Иоанн. Земля под ногами, прикосновение рукой к глазам, которые никогда ничего не видели и неожиданное прозрение… Подобным образом, как Творец создал Адама из праха и вдохнул в него жизнь, Иисус исцелил слепого. И первым, кого в своей жизни увидели Адам и этот прозревший человек, стал – Бог. Таким образом, простое с виду исцеление свидетельствует о непреложной истине: «…любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин 3:1).

«Сегодняшний воскресный день посвящен воспоминанию чуда исцеления Иисусом Христом человека, слепого от рождения. Какое-либо физическое ограничение или телесный недуг наносят нам колоссальный ущерб, не позволяя полноценно жить и действовать. Между тем, гораздо хуже, когда человек имеет духовные изъяны, которые, являясь результатом грехов и пороков, лишают нас самого главного – того, что важнее земного благополучия, а именно – единения с Богом и вечной жизни с Ним.

Парадокс нынешнего евангельского повествования заключается в том, что, человек, родившийся слепым и не имевший возможности видеть окружающий мир, а через это познавать Бога, обнаружил в себе поразительную природную способность к богопознаию. Прозревший слепец является антиподом фарисеев, которые, в отличие от него, не были лишены зрения и, соответственно, имели возможность идти к Богу и через созерцание сотворенной Им вселенной, и посредством изучения Священного Писания, однако, к сожалению, они оказались неспособными отринуть свою духовную слепоту. Как и многие современные люди, фарисеи не уразумели самое главное: подлинная вера в Бога, приводящая к внутреннему спокойствию и счастью, зиждется на основе любви, доброты и милосердия, явленных Господом Иисусом Христом».

2 июня, в 6-ю Неделю по Пасхе, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии совершил Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в сослужении академического духовенства.

После чтения Евангелия, посвященного исцелению Христом слепорожденного (Ин 9:1-38), ректор Академии обратился к молящимся с архипастырским словом. В своей проповеди владыка отметил, что Бог посылает людям скорби не для того, чтобы наказать человека, а для того, чтобы явить на нем Свои исцеляющую силу и любовь:

«Евангельский рассказ об исцелении человека, слепого от рождения, начинается с вопроса учеников, адресованного Спасителю: „Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” (Ин. 9:2). Нередко различные скорби и проблемы, с которыми приходится сталкиваться в жизни нам или нашим ближним, мы воспринимаем в качестве некоего Божиего наказания. Причем, чаще всего, мы склонны видеть наказующую руку Бога, когда речь идет о трудностях в жизни окружающих людей, и не прилагаем такой трактовки к себе, считая, что причины наших проблем кроются не в нас, а в других. Действительно, Господь часто ниспосылает нам скорби и болезни для того, чтобы мы осознали свои духовные ошибки – грехи и пороки и встали на путь исправления. В то же время мы знаем, что есть ситуации, когда страдания людей никак не связаны с грехами, например, если речь идет о сиротах или инвалидах с рождения – переживаемые ими скорби не являются наказанием, но обусловлены чем-то, что ведомо только одному Богу. Именно поэтому, отвечая на вопрос учеников, Христос сказал: „Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии” (Ин 9:3). В этих словах содержится мысль о том, что в отношении каждого человека действует Божественный Промысл, и на каждом человеке Господь может явить Свои великие дела и славу. Но чтобы это произошло, необходимо, в первую очередь, со смирением принимать все, что ниспосылает нам Создатель, и всецело довериться Ему. Если так происходит, то в результате Господь кардинальным образом меняет нашу жизнь, как изменил Он жизнь исцеленного Им слепца. Даже если физические недуги не покидают человека, искренняя вера в Бога настолько преображает наш внутренний мир, что все скорби мы переживаем с неимоверной стойкостью и обретаем всеукрепляющую благодатную силу».

Справка:

Накануне воскресного дня епископ Серафим совершил всенощное бдение в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в сослужении академического духовенства.

За Литургией епископу Серафиму сослужили: архимандрит Софроний (Смук), благочинный Кисловодского округа Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Иоанн Знаменский, архимандрит Августин (Никитин), проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, священник Глеб Санюк, иеромонахи Кирилл (Порубаев), Павел (Чхве) и Филарет (Гавщук), священники Борис Кашков и Иннокентий Шишов; протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Павел Топоров, иеродиаконы Иоанн (Галумов) и Герасим (Водовозов).

После сугубой ектении владыка прочитал молитву о мире на Украине.

Проповедь после запричастного стиха произнес студент I курса магистратуры чтец Дмитрий Головачев.

За богослужениями пели три хора Духовной Академии: мужской под управлением чтеца Максима Калинина, смешанный под руководством монахини Ксении (Каньшиной) и женский под управлением Марии Середы.

В храме Успения Божией Матери Божественную литургию совершил иеромонах Феофан (Друганов). Пел хор воспитанников воскресной школы при Духовной Академии.

В храме Двенадцати апостолов богослужения 6-й Недели по Пасхе совершили иеромонах Лука (Пронских) и Варфоломей (Магницкий), а также диакон Дмитрий Ромашов. Пел квартет смешанного хор под управлением студентки 4 курса Факультета церковных искусств Аллы Вытновой.

Пресс-служба СПбДА