- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

В Издательстве Духовной академии вышло учебное пособие священника Михаила Легеева «Патрология. Период Древней Церкви»

В Издательстве Духовной академии вышло учебное пособие ее преподавателя, кандидата богословия священника Михаила Легеева «Патрология. Период Древней Церкви».

Этой книгой Издательство открывает новую серию учебных пособий «Патрология», обращенную к преподавателям и студентам духовных учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также читателям, интересующимся вопросами исторического развития церковной мысли.

Учебное пособие охватывает период святоотеческой письменности Древней Церкви (I-III вв.). Книга построена по принципу хронологического изложения материала. В основе авторского подхода лежит концептуальное видение исторического развития святоотеческой мысли как единого целого. Каждая представленная тема, посвящённая какому-либо из выдающихся отцов и учителей Церкви, отображает наиболее яркие, характерные черты их творчества.

Пособие ориентировано на изучение святоотеческих текстов и содержит обширную (350 страниц) хрестоматию в качестве приложения. Тематический материал позволяет быстро переходить от учебного раздела к соответствующему тексту хрестоматии.

Издательский совет Русской Православной Церкви присвоил книге гриф «Рекомендовано к публикации».

Книга имеет твердый переплет, содержит 592 страницы и включает в себя 23 главы (стр. 13-235), 3 приложения (стр. 236-238) и хрестоматию (стр. 239-588).

Учебное пособие «Патрология. Период Древней Церкви» можно приобрести в книжной лавке Академии, книжных магазинах Петербурга и Москвы, а также в Интернет-магазине Издательства.

Впервые, ввиду уникальности учебного пособия «Патрология. Период Древней Церкви», мы публикуем оглавление книги полностью.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Предмет патрологии: отцы и учителя Церкви

1.1. Что такое патрология? Общее понятие о предмете

1.2. Отцы и учителя Церкви — начальное «звено» предметной области патрологии

1.2.1. Понятие о духовном отечестве. «Отцы», «святые отцы», «отцы Церкви»

1.2.2. Учителя Церкви

1.2.3. Подведение итогов темы

1.2.4. Понятие об отцах Церкви в православной и в «западной» (римо-католической, протестантской) церковной науке; их отличия

1.3. Важность точного понимания предмета патрологии

  1. Предмет патрологии: тенденции и школы

2.1. Почему патрология не ограничивается изучением персоналий?

2.2. Богословские тенденции, течения, школы

2.2.1. Богословские школы — место «встречи» личности и Предания

2.2.2. Школа как направление мысли и как институт

2.2.3. Богословская школа как возможность проявления святости или порока

2.3. Характеристика основных направлений богословской мысли

2.3.1. «Запад» и «Восток»: география

2.3.2. Основные особенности двух типов богословского мышления

2.3.3. Богословские школы

  1. Предмет патрологии: Предание в истории

3.1. Что есть Предание?

3.2. Предание Церкви как единое целое

3.2.1. Единство и многообразие Предания

3.2.2. Исторический рост Предания

3.2.3. Общие закономерности исторического развития богословия

3.2.4. Апофатический и катафатический элементы исторического развития богословия

3.3. Определение патрологии

3.4. Уникальность патрологии в кругу богословских наук

3.5. Краткая периодизация святоотеческой мысли

  1. Метод патрологии

4.1. Историко-критический метод

4.2. Историческое развитие патрологического метода

4.3. Универсальные особенности святоотеческого метода работы с текстами

4.3.1. Consensus patrum: согласие отцов

4.3.2. Акценты, разногласия, ереси

4.3.3. Язык: сочетание старого и нового

4.3.4. Предание как предмет патрологии и патрология как часть Предания

4.3.5. Целеполагание

4.3.6. Подведение итогов

  1. Общая характеристика периода мужей апостольских

5.1. Общие сведения о периоде и хронология

5.2. Задачи, стоящие перед Церковью в этот период

5.3. Cвязь, преемство и отличие по сравнению с апостольским периодом

5.4. Персоналии

5.5. Богословие мужей апостольских: общие тенденции

5.5.1. Нравственная тематика

5.5.2. Христология

5.5.3. Экклезиология

  1. Дидахи

6.1. Цель написания и жанр

6.2. Почему произведение называется Дидахи?

6.3. Вопрос авторства и датировки

6.4. Церковный авторитет и значение для жизни Церкви

6.5. Особенности стиля, метода и языка

6.6. Структура произведения

6.7. Важные особенности богословия

  1. «Пастырь» Ерма

7.1. Сведения об авторе

7.2. Церковный авторитет и значение для жизни Церкви

7.3. Цель произведения

7.4. Жанр произведения

7.5. Структура произведения

7.6. Главные особенности богословия

7.6.1. Богословие покаяния

7.6.2. Экклезиология

7.6.3. Христология

  1. Священномученик Игнатий Антиохийский

8.1. Сведения о жизни

8.2. Почему святой Игнатий именуется Богоносцем?

8.3. Творения

8.4. Богословие

8.4.1. Христология

8.4.2. Жизнь со Христом

8.4.3. Экклезиология

8.4.4. Учение о Евхаристии

  1. Общая характеристика периода апологетов

9.1. Общие сведения о периоде и хронология

9.2. Главные задачи, стоящие перед Церковью в этот период

9.3. Что защищали и что не защищали апологеты?

9.4. Персоналии

9.5. Краткая история периода

9.6. Виды церковной письменности эпохи апологетов

9.7. Методы апологетов

9.7.1. Использование языка, понятий и образов античного мира

9.7.2. Богословская икономия и акривия — два акцента в диалоге апологетов с языческим миром

9.8. Богословие апологетов: общие тенденции

  1. Святой Иустин Мученик

10.1. Сведения о жизни

10.2. Творения

10.3. Важные особенности богословия

10.3.1. Учение о Логосе

10.3.2. Слово и дело

10.3.3. Тематика подражания

10.3.4. Тематика «введения в догматическое богословие»

10.3.5. «Катехизическая» тематика

  1. Священноисповедник Феофил Антиохийский

11.1. Сведения о жизни

11.2. Творения

11.3. Важные особенности богословия

11.3.1. Учение о богопознании

11.3.2. Учение о Предании

11.3.3. Троица

11.3.4. «Богословская акривия» как акцент мысли апологета в его синергийной и экклезиологической оценке внешнего мира

  1. Марк Минуций Феликс

12.1. Сведения о жизни

12.2. Характеристика апологии «Октавий»

12.2.1. Первый прием автора: сила и убедительность языческой аргументации

12.2.2. Второй прием автора: обвинения язычников есть обвинения самих себя

12.3. Богословие «Октавия»

12.3.1. Апофатика произведения

  1. Святитель Мелитон Сардийский

13.1. Сведения о жизни

13.2. Творения

13.3. Особенности апологетического богословия

13.4. Особенности богословия (на примере гомилии «О Пасхе»)

13.5. Христос, «Который есть все»

13.5.1. Тема образа и реальности

13.5.2. Тема смерти падшего человека

  1. Священномученик Ириней Лионский

14.1. Сведения о жизни

14.2. Творения

14.2.1. Гностицизм и борьба с ним святого Иринея

14.3. Важнейшие особенности богословия

14.3.1. Сотериология

14.3.2. Учение о Предании

14.3.3. Предзарождение троической проблематики III века

14.3.4. Между Западом и Востоком

  1. Общая характеристика периода III века — эпохи становления систематического богословия

15.1. Что изменилось к началу III века?

15.2. Главные задачи, стоящие перед Церковью в этот период

15.2.1. Активная миссия

15.2.2. Осмысление значения внутритроического бытия для человека

15.3. Персоналии

15.4. Краткая история периода

15.5. Богословие периода: общие тенденции

15.5.1. Триадология

15.5.2. Протология, сотериология, эсхатология

15.5.3. Зарождение тематики аскетического богословия

  1. Тертуллиан

16.1. Сведения о жизни

16.2. Значение для Церкви творчества Тертуллиана

16.3. Творения

16.4. Важные особенности богословия

16.4.1. Триадология: субординационизм Тертуллиана

16.4.2. Учение о Предании и экклезиология

16.4.3. Учение о богопознании

16.4.4. Монтанизм Тертуллиана

  1. Священномученик Киприан Карфагенский

17.1. Сведения о жизни

17.2. Творения

17.3. Особенности богословия (на примере сочинений «О падших» и «О единстве Церкви»)

17.3.1. Грани экклезиологии святого Киприана: святое наследие и ошибка

17.3.2. Достояние Церкви: жизнь во Христе

17.3.3. Учение о единстве Церкви

17.3.4. Радикальные стороны экклезиологии свщмч. Киприана

  1. Появление систематической экзегезы в первой половине III века

18.1. Несистематический характер экзегезы в I – начале III веков

18.2. Коренное изменение ситуации в 20–40-е годы III века

18.3. «Гекзаплы» и значение этого труда для богословской науки ранней Церкви

  1. Священномученик Ипполит Римский

19.1. Сведения о жизни

19.2. Творения

19.3. Особенности богословия (на примере сочинения «О Христе и антихристе»)

  1. Климент Александрийский

20.1. Сведения о жизни

20.2.Творения

20.3. Богословский историзм как важнейшая особенность богословия Климента

20.3.1. Путь отдельного человека к Богу

20.3.2. Интеллектуализм духовного пути — ошибка Климента

20.3.3. Исторический путь собирания человечества

20.3.4. Отношение Климента к богопротивлению софистики и ересей

  1. Ориген

21.1. Сведения о жизни Оригена

21.2. Двойственное значение Оригена для истории Церкви

21.2.1. Аскетизм Оригена и его связь с богословием

21.3. Творения

21.3.1. Причина возникновения систематического богословия у Оригена

21.4. Главные аспекты богословской проблематики Оригена

21.4.1. Триадология: субординационизм Оригена

21.4.2. Протология, сотериология и эсхатология

  1. Святые ученики Оригена

22.1. Две группы учеников Оригена

22.2. Святитель Дионисий Александрийский (Великий)

22.2.1. Сведения о жизни

22.3. Святитель Григорий Неокесарийский (Великий, Чудотворец)

22.3.1. Сведения о жизни

22.4. Значение богословия и труды святых Дионисия и Григория

22.5. Первые триадологические ереси

22.5.1. Модализм (савеллианство)

22.5.2. Динамизм (ересь Павла Самосатского)

  1. Священномученик Мефодий Патарский

23.1. Сведения о жизни

23.2.Творения

23.3. Важнейшие особенности богословия

23.3.1. Аскетическая тематика

23.3.2. Богословский историзм св. Мефодия

23.3.3. «Маленькая священная история» отдельного человека

23.3.4. Богословие свободы

23.4. Общее заключение

Приобрести книгу можно, как и другие издания Академии, в книжных магазинах Санкт-Петербурга и Москвы, а также Интернет-магазине Издательства и книжной лавке академии.

Пресс-служба СПбДА