- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

В канун Недели 3-й по Пасхе в академическом храме епископ Амвросий совершил всенощное бдение

18 мая 2013 года, накануне 3-ей Недели по Пасхе, святых жен-мироносиц, служение воскресного всенощного бдения в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова возглавил ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий.

Его Преосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук); проректор по воспитательной работепротоиерей Виталий Грищук; иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов) и Иларион (Резниченко); выпускник СПбПДА иеромонах Николай (Дроздов); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Григорий Барашко, Дионисий Харин, Глеб Санюк, Александр Зиновкин, Алексий Красавин и Иоанн Тарасов; протодиакон Кирилл Журавлев; диаконы Герман Ранне и Андрей Волков; иеродиаконы Виталий (Морозов), Афанасий (Букин) и Сергий (Иванов).

После пения тропарей на «Бог Господь» проповедь произнес магистрант II курса церковно-практического отделения Алексей Артюхов.

По традиции, Русская Православная Церковь, вспоминая подвиг святых жен-мироносиц, отмечает этот день, как день особенного праздника всех женщин-христианок. Во время помазания освященным елеем ректор СПбПДА владыка Амвросий поздравил всех прихожанок академического храма, сотрудниц академии, воспитанниц регентского и иконописного отделений с праздником христианского женского дня, отметив каждое поздравление подарком.

В отличие от праздничного чина Антипасхи, начиная с третьей Недели попразднства Воскресения Христова, с субботы на воскресенье совершается обычное воскресное всенощное бдение с особенностями, сохраняющимися до отдания праздника Пасхи: пения тропаря «Христос Воскресе», троекратного пения «Воскресение Христово видевше…». На стиховне вечерни поются стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог». На утрени поется пасхальный канон «Воскресения день».

В третью Неделю по Пасхе Святая Церковь празднует память женщин — учениц Христа, которые в тяжелую минуту, в отличие от ближайших апостолов, не оставили Божественного Учителя, сопровождали Его до самой крестной смерти и приняли участие в Его погребении. В евангельскую историю святые жены вошли как мироносицы. В обряд погребения у иудеев входило помазание тела усопшего благовонным миром. Глубокой ночью, в канун иудейской Пасхи, когда совершалось погребение Христа, женщины не успели совершить обряд помазания в необходимой мере. И ранним утром воскресного дня, не страшась ничего, они отправились ко гробу Спасителя, чтобы окончить погребение, тем самым засвидетельствовав свою величайшую любовь и преданность Христу.

Мужчины апостолы, не раз заявлявшие о своей вере в Иисуса как Сыны Божия, получившие от Него дары творить чудеса, в страхе бежали, в решающий час оставив своего Учителя. Им не хватило мужества пойти вслед за женщинами, которых не смогла остановить ни угроза быть арестованными и осмеянными, ни стража, охранявшая гроб. Лишь об одном думали и рассуждали они между собой по дороге к погребальной пещере: кто отвалит камень, заграждающий вход?… И эта любовь не осталась без награды. Жены-мироносицы стали самыми первыми на земле свидетельницами Воскресения Христа, Его победы на смертью, избавления человечества от проклятия первородного греха. Они первыми явили нам пример подлинной христианской любви, которая, по словам апостола Иоанна Богослова, единственного из 12 апостолов, кто вместе с мироносицами не оставил Христа во время страданий, одна способна до конца победить весь страх и все сомнения.

День памяти жен-мироносиц по праву можно считать христианским международным женским днем. Подвиг святых жен в полной мере подтвердил достоинство женщины, некогда первой нарушившей Божественную заповедь и склонившей к грехопадению своего мужа. И та высочайшая честь и радость, которой Спаситель удостоил жен-мироносиц — стать первыми проповедниками Торжества Жизни, ясно свидетельствует, что в Новом Законе учение Спасителя восстанавливает равенство мужчины и женщины перед лицом Бога, возвращает их отношения в гармонию первозданной красоты.