- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

В Неделю Крестопоклонную в академическом храме совершена священническая хиротония

Вспоминая строки великого поэта, сегодня мы можем сказать, что, «великопостный путь пройдя до половины», мы встречаемся с таинством Крестной Жертвы Господа нашего Иисуса Христа. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим» – обращаясь словами этого молитвословия, мы просим Владыку Христа послать нам силы до конца пройти поприще воздержания и войти в радость и свет Пасхального торжества.

15 марта 2015 года в домовых храмах Санкт-Петербургской православной духовной академии прошли богослужения Крестопоклонной Недели Великого поста. Всю последующую седмицу в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова для поклонения верующих находится распятие с Частицей того самого Креста, на котором добровольно принял страдания и смерть Господь наш Иисус Христос.

Божественную литургию святителя Василия Великого в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.

Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук); протоиерей Аркадий Северюхин, ректор Православного института религиоведения и церковных искусств; архимандрит Григорий (Нанакудис); священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Евгений Миози и Владимир Первушин-фон-Дитц; протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне; диакон Никита Чупахин, клирик подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге; диаконы Евгений Мельников, Антоний Данилов и Рустик Антонов.

За Божественной литургией пели мужской хор под управлением студента 3 курса бакалавриата Марка Качанкина и смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной), в храме молились сотрудники и студенты Духовной академии, многочисленные прихожане и паломники.

Проповедь после чтения апостола произнес магистрант курса церковно-исторического отделения чтец Виктор Вытнов.

За Литургией духовенство, учащиеся и прихожане академического храма молились о прекращении междоусобной вражды среди братского православного народа – после сугубой ектении архиепископ Амвросий прочитал молитву о мире на Украине.

По великом входе по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла архиепископ Петергофский Амвросий рукоположил в сан пресвитера клирика ставропигиального подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге диакона Никиту Чупахина.

По запричастном стихе, во время причащения духовенства, мужской хор Духовной академии исполнил стихиру «Днесь Владыка твари…» Л. Лодыженского.

После отпуста владыка ректор сердечно поздравил молящихся с торжеством Недели Крестопоклонной, причастников – с принятием Святых Христовых Таин, новорукоположенного священника Никиту с возведением в сан пресвитера, и обратился к предстоящим с архипастырским словом:

«Вчера и сегодня мы предстоим перед Крестом Господним, в котором есть часть того Древа, на котором было принесено наше спасение. И мыслью, и душой, и каким-то непостижимым образом мы переносимся сегодня на Голгофу, где была принесена величайшая цена за всех людей, живших до и живущих после этого страшного Таинства. За тех людей, среди которых находимся и мы с вами.

Христос на Кресте. Это значит, что Он погрузился в нашу скорбь, в нашу болезнь, в нашу неопределенность, в нашу незавершенность. Он пришел к нам для того, чтобы отделить грех от святости, отделить грех и тление от нашей жизни, чтобы смерть перестала быть смертью. Предстоя перед Крестом, каждый из людей испытывает особые чувства. Здесь и чувство недостоинства перед лицом Того, Кто отдал Себя за грех всего мира, это и острое ощущение чувства неблагодарности, которое мы оказываем Тому, Кому должны быть благодарны каждую минуту и секунду своей жизни. Подчас мы исполняемся и маловерия, ошибочно полагая, что те глубокие и болезненные раны, которые мы нанесли своему сердцу и душе грехом, не могут быть уврачеваны. Но Крест Христов сегодня является той точкой опоры, которая способна, буквально взорвав, изменить нашу жизнь к лучшему. Это точка, которая должна стать для нас началом новой жизни, ибо в каком-то смысле Крест Христов, распятие Христово – есть новое начало жизни, сотворение мира, в котором мы способны принять участие. И Христос, простирая Пречистые Руки со Креста, зовет нас к Своей Любви, которая способна разрушить любые средостения между Богом и человеком – если только человек сам этого захочет, поверит и, подъяв собственный крест земной жизни, пойдет в след за распятым и воскресшим Христом.

В Кресте мы видим скорбь и боль всего мира, и вместе с тем не просто акт надежды, но и величайшую радость, ибо «Крестом радость прииде всему миру». Это смешанное чувство печали и радости, отчаяния и надежды мы испытываем в середине Великого Поста, понимая, что сегодня Крест предлагается нам для того, чтобы нас воодушевить.

Мы знаем, как трудно бывает карабкаться на вершину добродетельной жизни. Как часто, взбираясь на нее, мы испытываем неудовольствие, тяжесть, нежелание, как часто мы получаем раны, а нередко вовсе срываемся в пропасть отчаяния, греха, расслабленности. И как невыносимо тяжело бывает начинать все заново!  Однако, Крест Христов дает нам эту надежду. Не просто надежду – Он дает нам силу. В древности, когда большинство людей путешествовали пешком, путник, идя долгою дорогою, в середине пути всегда отдыхал под ветвями пышного дерева, которое давало тень, которое давало возможность человеку набраться сил и идти дальше. Крест Христов и есть то спасительное дерево, которое дается нам в середине великопостного пути, чтобы мы  отдохнули, поразмыслили, определили дальнейшую цель и возможности следования по оставшемуся отрезку своего пути – и в этой Святой Четыредесятнице, и во всей своей земной жизни. Ныне Крест полагается перед нашим взором для того, чтобы мы набрались сил и снова – с верой и надеждой – направились к тому Источнику, к той самой цели, которую ищет Церковь в надежде, что и в наших жизнях с Крестом придет радость ко всему миру».

В храме Двенадцати апостолов служение Божественной литургии возглавил архимандрит Тимофей (Цисмалидис) в сослужении иеромонахов Варфоломея (Магницкого) и Сергия (Шардакова); иеродиаконов Феодосия (Желновачева), Владимира (Палибрка), диакона Адама Бокарева и иеродиакона Алексия (Дурнева).

За богослужением пел женский хор под управлением Лидии Масловой.

Пресс-служба СПбПДА