- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

В Санкт-Петербургской духовной академии встретили праздник Успения Пресвятой Богородицы

27-28 августа 2014 года в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова прошли богослужения в честь празднования Успения Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии.

Накануне праздничного дня было совершено торжественное всенощное бдение. Богослужение совершил архимандрит Софроний (Смук) в сослужении протоиерея Виталия Грищука, проректора по воспитательной работе, и духовенства академического храма.

Во время пения полиелейных псалмов плащаница с изображением Пречистой Богородицы была вынесена на центр храма для поклонения молящихся.

В сам день праздника архимандрит Софроний возглавил служение Божественной литургии. Ему сослужили: иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонахи Варфоломей (Магницкий), Сергий (Иванов) и Афанасий (Букин); протодиакон Кирилл Журавлев и диакон Герман Ранне. Иеромонах Виталий (Морозов) совершил чин исповеди.

За богослужением пел сводный хор под управлением Лидии Масловой. В храме молились сотрудники и студенты Духовной академии, прихожане академического храма.

На сугубой ектении были произнесены особые прошения о сохранении Святой Церкви невредимой и непреоборимой, о православных христианах, терпящих гонения в Сирии, Ираке, на Украине и во всем мире, о преодолении братоубийственной смуты на Украине, а также о помощи Божией в воссоздании храма 12-ти апостолов и восстановлении академических зданий.

По окончании Божественной литургии перед плащаницей Пресвятой Богородицы было совершено славление, после со словом проповеди к молящимся обратился иеромонах Афанасий (Букин).

***

Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью 28 августа (по новому стилю).

В Евангелии о жизни Девы Марии после Распятия Иисуса говорится совсем немного. По просьбе Спасителя, обращенной Им с Креста к Своему апостолу, после завершения земной жизни Христа Иоанн Богослов «взял Ее к себе», то есть на свое попечение. Богородица постоянно находилась с апостолами, и в день Пятидесятницы, как и на учеников Христа, на Нее сошел Святой Дух.

Из церковного предания известно, что после Распятия Спасителя Богородица жила в Иерусалиме – в доме родителей Иоанна Богослова. Она ежедневно ходила на Голгофу и к Гробу Господню, где неустанно молилась. В период очередных гонений на христиан Дева Мария вместе с Иоанном Богословом уехала в Эфес (на территории современной Турции), где и прожила несколько лет. Потом снова вернулась в Иерусалим. Она, как и апостолы, неустанно проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращенных христианах.

По преданию, однажды, во время молитвы у Гроба Господня, Богородице явился Архангел Гавриил. Он сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».

О полученном от Ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому – он был одним из учеников Иисуса, но в число апостолов не входил. По его просьбе и по молитве Богородицы в течение нескольких дней в Иерусалиме собралось большинство апостолов, чтобы проститься с Ней.

Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и с радостью – ведь Она знала, что вскоре встретит Своего Сына и Бога. Вот как описывает последние минуты Богородицы святитель Дмитрий Ростовский: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».

Большинство исследователей сходятся во мнении, что Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году по Рождестве Христовом.

Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, в которой покоился и прах Ее мнимого супруга – Иосифа Обручника, у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был арестован. На этом месте сейчас подземный православный (греческий) храм.

Похоронная процессия была столь торжественной и многолюдной, что это вызвало гнев иудейских первосвященников. Они ненавидели Христа, а значит, не пылали любовью и к Матери Его, Которая личным примером и убедительным словом Сама обратила в христианство многих язычников и иудеев. Посланные стражники процессии помешать не смогли: и тело Девы Марии, и идущие рядом с ним христиане были как будто ограждены невидимой стеной.

Предание хранит историю о том, как проходивший мимо иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр с телом Девы Марии, но тут же его руки были отсечены неведомой силой. Афония был так потрясен этим, что глубоко раскаялся, а потом принял христианскую веру и руки его вернулись на место.

Могилу Девы Марии апостолы закрыли камнем так же, как ранее могилу Христа, – так полагалось по обычаю.

Не успел на проститься с Пречистой Девой апостол Фома – он пришел в Иерусалим лишь на третий день после погребения. Другие апостолы привели его к гробнице, чтобы Фома тоже мог проститься с Матерью своего Бога. «…Когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, – остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы» – повествует святитель Димитрий Ростовский.

Пресс-служба СПбПДА