- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

В Успенском храме Духовной академии совершена праздничная Литургия

28 августа 2015 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в домовом Успенском храме, отмечающем сегодня престольный праздник.

После чтения часов архиепископ Амвросий постриг во чтеца студента 4 курса бакалавриата Павла Пигилева.

За Божественной литургией архиерею сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Академии; священники Александр Кузнецов, Андрей Парафенюк, Глеб Санюк, Филипп Порубаев; иеромонахи Геннадий (Поляков), Варфоломей (Магницкий), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов), Сергий (Иванов); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне; иеродиаконы Никодим (Хмыров), Лука (Пронских), Алексий (Дурнев).

За богослужением пел малый состав мужского хора Духовной академии под управлением Марка Качанкина и сводный смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной).

За Литургией духовенство и прихожане храма молились о мире на Украинской земле, после сугубой ектении архиерей прочитал особую молитву о прекращении вражды и ненависти среди народа братской страны.

По окончании Литургии архиепископ Амвросий поздравил участников богослужения с праздником Успения Пресвятой Богородицы и престольным днем академического храма и обратился к молящимся с архипастырском словом:

«Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником Успения Пресвятой Богородицы и с престольным днем нашего домового академического храма, освященного в честь нынешнего события, в честь второй Пасхи, как называют этот праздник на святой горе Афон.

Сегодня закончился Успенский пост, и я надеюсь, что этот недолгий двухнедельный период послужил каждому из нас во спасение, в осмысление пройденного этапа жизни, в осознание того, что хранится в тайниках нашего сердца. Сердце – это средоточие всего. Подобно тому, как море может быть внешне спокойным и играть отблесками солнца или же представлять собой бушующие волны, которые вздымаются и напоминают снежные горные вершины, скрывающие в себе невидимые глазу либо драгоценности, либо просто скалы. Так и сердце человеческое. Внешне оно может выражать и гнев, и милость, и любовь, но никто не знает, кроме нас самих и Бога, что оно скрывает в своей глубине. А ведь именно сердце должно стать средоточием Небесного Царства – Царства, которое приходит не извне, а которое воистину находится среди нас. И если нет в нас этого Царства, то что бы вокруг нас не происходило – никакие блага, никакое всеобщее восстановление и прощение, никакая любовь и милость Божия не смогут повлиять на нас и доставить радости потому, что эта любовь, милость и всепрощение не найдет в глубинах нашего сердца своего, родного, что сможет их принять. Именно поэтому, дорогие отцы, братья и сестры, нынешний день Пресвятой Богородицы является для каждого из нас неким мерилом жизни и смерти, заставляющем нас задуматься о смысле бытия и о той черте, которую каждому из нас предстоит переступить и которую мы именуем не безусловным окончанием всего, а именно успением, сном – для того, чтобы снова проснуться.

Однако каждый может проснуться в разных реальностях. Кто-то проснется в сиянии Божественного света, в том удивительном Свете, находясь в котором на Сионе, Патриарх Софроний Иерусалимский, несмотря на то, что в это самое время византийские воины были разбиты мусульманами, подступавшими к Святому Граду, пребывал в состоянии душевного мира и покоя. И в этом состоянии мира он написал удивительный гимн «Свете Тихий». Именно этот Свет ожидает тех, кто стремится к Нему.

Но ведь можно проснуться и намного страшнее, нежели летаргически умерший мертвец вдруг просыпается в гробу, где нет света и выхода, но только ужас и отчаяние. Но и там заканчивается все смертью. А здесь же смертью все не заканчивается. Здесь вдруг приходит реальность, в которой человекоподобные существа, являющие собой сосредоточие ненависти и зла, предстают нам в страшном кошмаре ужасающей реальности – трагедии, которая никогда не прекратится.

Этот выбор предстоит сделать каждому из нас и понять, что успение, смерть – это открытие личности человека, это открытие нового бытия, это то, что даст возможность всему тому, что было содеяно, помыслено, подумано нами в нашей жизни, предстать пред личным взором каждого из нас. Поэтому, взирая сегодня на Ту единственную из человеческого рода, Которая была лишена личного греха, и Которая вместила в Себя только мир, в Которой не было замешано и добро и зло, но было только добро; в Которой не уживались свет и тьма, а был только свет, — будем обращаться к Ее примеру, просить Ее помощи. Взирая на Ее удивительную чистоту, будем стремиться к этой чистоте, потому что без нее человек становится слабым, потому что без этой внутренней физической, нравственной и духовной чистоты человек теряет себя и переходит от состояния образа и подобия Божия в то страшное состояние, которое называется ад. Ад начинается здесь на земле, так же как и рай начинается здесь на земле. И пусть Преблагословенная Дева Мария, в Успении Своем мира не оставившая, помогает нам пролагать эту дорогу в рай, создавать его в своей душе, в своем сердце и в своей жизни уже здесь, на земле, ибо так устроил Бог и дал нам такую возможность.» 

С особым приветствием владыка ректор обратился к чтецу Павлу, возведенному в первую степень священства, пожелав помощи и благословения Божия в предстоящем служении. Архиепископ Амвросий напомнил о предстоящем начале учебного года и богослужениях, которые пройдут в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова вечером 31 августа (всенощное бдение) и утром  1 сентября (Литургия):

«Впереди непростой учебный год – непростой во всех отношениях. Но мы должны понимать, что Церковь никогда не была в простой ситуации, и тот, кто хочет жить с Богом, призван не к благодушию и прохладе, а к трудам, терпению, мужеству в которых кристаллизуется настоящая радость – радость быть с Богом там, где Он к нам приходит: будь это трудности, будь это испытания, будь это то, что мы должны укрепить своим собственным терпением, молитвой и другими подвигами, которые помогают нам быть настоящими людьми», – сказал архипастырь, пожелав, «чтобы заступничеством и предстательством Богоматери Господь подал каждому по сердцу его».    

Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью 28 августа (по новому стилю).

В Евангелии о жизни Девы Марии после Распятия Иисуса говорится совсем немного. По просьбе Спасителя, обращенной Им с Креста к Своему апостолу, после завершения земной жизни Христа Иоанн Богослов «взял Ее к себе», то есть на свое попечение. Богородица постоянно находилась с апостолами, и в день Пятидесятницы, как и на учеников Христа, на Нее сошел Святой Дух.

Из церковного предания известно, что после Распятия Спасителя Богородица жила в Иерусалиме – в доме родителей Иоанна Богослова. Она ежедневно ходила на Голгофу и к Гробу Господню, где неустанно молилась. В период очередных гонений на христиан Дева Мария вместе с Иоанном Богословом уехала в Эфес (на территории современной Турции), где и прожила несколько лет. Потом снова вернулась в Иерусалим. Она, как и апостолы, неустанно проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращенных христианах.

По преданию, однажды, во время молитвы у Гроба Господня, Богородице явился Архангел Гавриил. Он сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».

О полученном от Ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому – он был одним из учеников Иисуса, но в число апостолов не входил. По его просьбе и по молитве Богородицы в течение нескольких дней в Иерусалиме собралось большинство апостолов, чтобы проститься с Ней.

Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и с радостью – ведь Она знала, что вскоре встретит Своего Сына и Бога. Вот как описывает последние минуты Богородицы святитель Дмитрий Ростовский: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».

Большинство исследователей сходятся во мнении, что Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году по Рождестве Христовом.

Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, в которой покоился и прах Ее мнимого супруга – Иосифа Обручника, у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был арестован. На этом месте сейчас подземный православный (греческий) храм.

Похоронная процессия была столь торжественной и многолюдной, что это вызвало гнев иудейских первосвященников. Они ненавидели Христа, а значит, не пылали любовью и к Матери Его, Которая личным примером и убедительным словом Сама обратила в христианство многих язычников и иудеев. Посланные стражники процессии помешать не смогли: и тело Девы Марии, и идущие рядом с ним христиане были как будто ограждены невидимой стеной.

Предание хранит историю о том, как проходивший мимо иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр с телом Девы Марии, но тут же его руки были отсечены неведомой силой. Афония был так потрясен этим, что глубоко раскаялся, а потом принял христианскую веру и руки его вернулись на место.

Могилу Девы Марии апостолы закрыли камнем так же, как ранее могилу Христа, – так полагалось по обычаю.

Не успел проститься с Пречистой Девой апостол Фома – он пришел в Иерусалим лишь на третий день после погребения. Другие апостолы привели его к гробнице, чтобы Фома тоже мог проститься с Матерью своего Бога. «…Когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, – остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы» – повествует святитель Димитрий Ростовский.

Пресс-служба СПбПДА