- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Воспитать личность: в Академии прошла первая часть конференции по вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи

Как понимать духовно-нравственное воспитание молодежи сегодня? Как верно его осуществлять? Что дает такое воспитание человеку и обществу? Эти и многие другие вопросы и проблемы современной социально-педагогической ситуации обсуждались в Духовной Академии 12 ноября 2015 года на городской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание молодежи: потенциал современных педагогических технологий».

По результатам работы конференции была принята резолюция.

Организаторами мероприятия выступили: Санкт-Петербургская Духовная Академия, специальное предприятие «Новое поколение» и Общероссийское общественное движение «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ». В актовом зале Духовной Академии прошло торжественное открытие конференции, был заслушан пленарный доклад, и состоялась пленарная дискуссия. Животрепещущие проблемы и актуальные задачи педагогики в условиях современного мира собрались обсудить представители городских комитетов, представители Администрации города, клирики Санкт-Петербургской митрополии, сотрудники и учащиеся Академии Постдипломного Педагогического Образования, Русской Христианской Гуманитарной Академии, Университета имени Герцена, Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы, Балтийского гуманитарного института, участники общественного движения «Народный фронт», магистранты Духовной Академии. Президиум конференции возглавили ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий и директор спецпредприятия «Новое поколение», кандидат педагогических наук М.Г. Дмитриев.  Ведущим выступил заместитель председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-петербургской епархии священник Илия Макаров.
Открывая конференцию, с приветственным словом к участникам обратился архиепископ Амвросий:
«Дорогие друзья, мне очень приятно приветствовать вас в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии и особенно приятно от того, что я верю, что сегодня здесь собрались люди неравнодушные к теме, которую мы будем обсуждать. Мы находимся в учебном заведении, в истории которого на первом месте всегда стояло воспитание. Недавно я посещал Киевскую Духовную Академию, где на конференции прозвучал доклад священника Кипрской Православной Церкви, который по совместительству является преподавателем одного из университетов в Словакии. Тема выступления звучала достаточно провокационно: “Теологические факультеты: приобретение для Церкви или потеря?” Смысл же доклада заключался в том, что в светских университетах всегда можно замечательно описать творение того или иного подвижника с точки зрения филологии, с точки зрения истории можно уточнить основные даты его жизни, с точки зрения археологии можно даже восстановить пещеру, в которой он подвизался. Но способны ли люди, которые ставят в один ряд богословие и прочие науки, именно таким образом передать дух этого человека? Перенести в современный нам мир его жизнь и принципы его взаимоотношений с Богом и человеком? Конечно нет. И если знания передаются лишь таким образом – искусственно, формально, и если передачей этих знаний занимаются люди, которые сами далеки от того идеала, который они хотели бы увидеть в своих учениках, то такая деятельность остается бесплодной. <…> Еще одно отвлеченное наблюдение, которое будет касаться воспитания. Некоторое время назад я встречался со своими одноклассниками по случаю 20-летия окончания Московской духовной семинарии. Также приехали одноклассники из Украины, и один из них рассказал следующее. Решив взять с собой своего пятилетнего ребенка, он сказал малышу: – Мы с тобой поедем в Москву. – А где эта Москва? – спросил его ребенок. – Это в России. – Нет, в Россию я не поеду. – Почему? – Потому что там враги.
Пятилетний ребенок об этом говорит! И действительно, там была поставлена негативная, злая задача — воспитать в ненависти к России современное молодое поколение, и те, кто этого захотел, увы, во многим добились своего. Но ведь можно и другие задачи – не негативные, а положительные, и тоже их добиваться.
Наши мамы, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки были воспитаны в христианском духе. Может быть, они были не совсем религиозными людьми, но они по-человечески были христианами, они жили правдой. Среди их идеалов были порядочность, целомудрие – то, что, к сожалению, все больше и больше уходит из нашего общества и, особенно, из той замечательной среды, которую мы называем молодежью. Поэтому мне хотелось бы пожелать, чтобы опыт духовных учебных заведений, которые никогда не уходили от своего главного предназначения – воспитания священно- и церковнослужителей, – разумеется, в иной форме, мог бы быть воспринят другими учебными заведениями. Потому что воспитание всегда должно быть впереди. Человек, приобретший много знаний, но не воспитанный всегда может применить их во вред себе и окружающим»,
– в частности отметил архиепископ Амвросий.
За выступлением владыки последовало адресованное собравшимся видеообращение первого заместителя министра образования и науки Н.В. Третьяк. Приветствие от Губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко огласил глава Комитета по связям с религиозными объединениями Администрации Санкт-Петербурга В.С. Иванов. С приветственными словами также обратились: сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта Т.В. Суровцева и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Е.В. Иванова. Также ведущий конференции зачитал телеграмму с пожеланиями успешной и плодотврной работы от депутата Государственной Думы РФ, Героя России Александра Карелина. После показа короткометражного документального фильма о спецпредприятии «Новое поколение» с докладом, посвященным целям, задачам, воспитательным средствам и методикам «Нового поколения», обратился директор спецпредприятия Михаил Дмитриев. Михаил Георгиевич подчеркнул, что успехом воспитательного процесса возглавляемое им «Новое поколение» обязано последовательной и отработанной системе воспитания, неотделимой частью которого является привитие трудового навыка, духовное и нравственное созидание личности человека. Он также отметил, что выбор в пользу сотрудничества с Православной Церковью в деле духовно-нравственного воспитания – это не коньюктура, а результат сознательного поиска.
«Наш педагогический коллектив искал основу духовно-нравственной деятельности. Очевидно, что в основе ее лежит понятие добра и зла – здесь мы ничего нового не изобрели, но в современных условиях это оказалось предельно актуальным, потому что у детей нет понятия о добре и зле. Этот изъян не компенсировать образованием. <…>. Такой последовательный подход привел нас к созданию системы, где трудовое и духовно-нравственное воспитание совместно складываются в педагогический комплекс, дополненный другими видами деятельности. Труд и духовно-нравственные ценности – без них рушится все»,
– подчеркнул Михаил Георгиевич, отметив, что должны создаваться комплексные системы воспитания, которым должны обучаться педагоги разных уровней, потому что именно воспитание, а не образование – главная проблема современной школы. После доклада М.Г. Дмитриева была открыта дискуссия по вопросам:
  • Как можно сегодня понимать духовно-нравственное воспитание молодежи? Это определенный высокий уровень культуры или религиозное верование, соблюдение принятых в обществе правил поведения или внутренне выработанный набор ценностей?
  • Является ли именно духовно-нравственное воспитание стержневым приоритетом всех направлений воспитания или это лишь одно из равноправных и взаимодополняющих воспитательных направлений?
  • Насколько решение проблем именно духовно-нравственного воспитания актуально для современной социально-педагогической ситуации и почему?
С рассуждениями, комментариями и предложениями по представленным темам выступили: заведующая кафедрой психологии РГПУ имени Герцена  Е.Ю. Коржова; инициатор проекта «Чистые улицы Петербурга», бывший председатель Комитета по молодежной политике А.Н. Пархоменко; доцент кафедры психологии и педагогики РХГА священник Игорь Лысенко; декан психологического факультета Балтийского университета Е.В. Федосенко; протоиерей Михаил Браверман, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены на спецпредприятии «Новое поколение»;  доктор психологии, профессор РГПУ, член регионального штаба Общероссийского народного фронта Марианна  Дворецкая; студент 4 курса бакалавриата СПбДА Михаил Проходцев; студентка 4 курса Санкт-Петербургского университета психологии и социальной работы Екатерина Мороз; проректор РХГА, преподаватель Духовной Академии Д.В. Шмонин, преподаватель Санкт-Петербургского Суворовского училища, кандидат искусствоведения В.О. Гусакова. Выступающие сошлись во мнениях относительно первостепенности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на традиционные (евангельские) ценности, в процессе созидания личности человека. Были отмечены различные аспекты этого процесса и практические подходы. В частности, священник Игорь Лысенко подчеркнул, что прививать систему ценностей необходимо с раннего детства, так как до 5 лет в человеке закладываются основные черты характера. Виктория  Гусакова в своем выступлении отметила, что задача педагога – помочь ученику взойти по пути становления зрелой и полноценной личности, личности, которая преисполнена любовью к Богу, Родине, близким. Эта любовь, которая от Бога заложена в каждой душе и которую необходимо вырастить в ребенке, является силой, созидающей человеческое общество. В завершение первой части конференции к ее участникам обратился архиепископ Амвросий, поблагодарив за интересную и плодотворную работу и пожелав помощи Божией в дальнейших трудах.

Конференция продолжилась экскурсией по Красносельской площадке специального предприятия «Новое поколение» с посещением Храма Святых Константина и Елены и молодежного клуба «Космос», а также панельной дискуссией «Проблемы духовно-нравственного воспитания современной молодежи», завершившейся принятием проекта резолюции.

Пресс-служба СПбДА