- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

«Все сегодня да возрадуются Христу, Который явился на Иордане»

Академический храм все еще убран по-рождественски: стоят украшенные ели, в стеклянных шарах переливаются огоньки свечей и гирлянд. Но разве праздник проявляется лишь во внешнем убранстве? Конечно, нет. Его легко можно прочитать в глазах академической семьи, которая совсем недавно после рождественских каникул встретилась и готовится вместе пережить торжество Богоявления.

«Таинственно и сокровенно, спокойно и величественно Бог открывает духовные смыслы Своего Творческого Промышления о человеческом роде. Воплощение Сына Божия и Его явление Израилю на водах реки Иордан не сопровождалось ни громом, ни молнией, ни человеческой силой, ни земным могуществом. Христос пришел как легкое дыхание, несущее умиротворение и успокоение. Господь явился в вечном, духовном маестате, с которым не может сравниться никакая бренная слава».

За Божественной литургией читается евангельское повествование, в котором есть слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17). Ни небесные светила, ни ангельские воинства – как это было на Рождество – но Сам Бог Отец свидетельствует о Своем Сыне и посылает Духа Своего в виде голубя. Впервые в новозаветной истории человечества Бог являет себя как Троица.

После Евангелия епископ Петергофский Серафим обращается к присутствующим с проповедью, в которой говорит о необходимости каждому христианину пережить Богоявление в личном духовном опыте:

«Бог открывает Себя как в глобальном масштабе – всему человеческому роду, так и в частном порядке – отдельно взятому человеку в его духовном опыте. Верное и прямое следование евангельской дорогой неизменно ведет нас к Богоявлению в нашей личной жизни. Господь являет Себя в разных обстоятельствах: в моменты радости, в минуты скорби, в ситуациях нужды, в условиях благоденствия. Приятие Божественной воли и ее гармоничное соединение со своим собственным произволением дарует человеку большое духовное богатство, с которым ничто в этом мире не сопоставимо».

В конце Литургии ректор Академии выходит на амвон со Святыми Дарами. Хор поет слова, которые очень часто звучат в период святок: «Благословен грядущий во имя Господне, Бог Господь явился нам!». Вот оно – Богоявление, к участию в котором призван каждый христианин.Сразу после Причастия духовенство отправляется совершать Великое Крещенское Водоосвящение. Прочитав положенные молитвы, владыка высоко поднимает крест. Под пение праздничного тропаря, архипастырь погружает Распятие в воду. И Господь, Который в Своем Крещении впервые отождествил Себя с грешным человеком, входит в воду и освящает ее. И через окропление крещенской Агиасмой освящение получают все люди и вся природа.

Справка:

Накануне праздника епископ Петергофский Серафим совершил торжественное всенощное бдение в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в сослужении академического духовенства.

За Божественной литургией ректору Санкт-Петербургской Духовной Академии сослужили: архимандрит Софроний (Смук), проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, иеромонах Геннадий (Поляков), священник Андрей Парафенюк, секретарь Ученого совета иеромонах Никодим (Хмыров), иеромонах Варфоломей (Магницкий), священник Глеб Санюк, иеромонахи Феофан (Друганов), Никон (Касярум) и Паисий (Джеркович); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Павел Топоров, иеродиакон Филарет (Гавщук), диакон Иннокентий Шишов и иеродиакон Павел (Чхве).После сугубой ектении епископ Серафим прочитал молитву о мире на Украине.

После запричастного стиха проповедь произнес иеромонах Феофан (Друганов).

За богослужением пели три хора Духовной Академии.

Пресс-служба СПбДА