- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Взгляд на Петербург с воды. Ректор и студенты Академии побывали на экскурсии по рекам и каналам Северной Венеции (+Видео)

Петербург. Конец сентября. Стоит неожиданно теплый и солнечный день. По набережной Фонтанки за человеком в длинном пальто цепочкой идут молодые люди. Присмотревшись внимательнее в нем можно узнать человека в священном сане. Группа приближается к пирсу и молодые люди постепенно заходят на два теплохода – «Пиета» и «Тамерлан». После недолгих приготовлений они отчаливают и плывут по Фонтанке в сторону Невы. Еще вчера вечером я не представлял себе, как будет проходить первая в моей жизни водная экскурсия по Петербургу. Сейчас же, подставляя лицо полуденному солнцу и легкому ветру, я с интересом наблюдаю за медленно проплывающими мимо зданиями с рельефными фасадами и парадными. Когда теплоход проходит под очередным мостом, то кажется, что спроектировавший его архитектор, будто бы специально рассчитал минимальную высоту, необходимую для того, чтобы прошел именно этот корабль. По мере продвижения по реке, экскурсовод рассказывает про достопримечательности, которые мы встречаем на пути: Аничков мост с литыми, бронзовыми конями и Большой драматический театр, в котором, по мнению владыки ректора, должен хотя бы раз побывать каждый студент. У памятника Чижику-пыжику теплоход делает плавный поворот и входит в Мойку. Здесь с обеих сторон появляются деревья и гладко выстриженные газоны. За деревьями Михайловского сада заблестел куполами Спас на Крови, а спустя некоторое время показался Эрмитаж, и, сбавив ход, пароход зашел в Зимнюю канавку. Мы подплываем к Неве. Перед нами открывается прекрасный вид Невы, практически не стесненной берегами. Порыв холодного ветра заставляет поднять ворот пальто и вжать в него голову. Но холод забывается, когда глаз замечает золотой шпиль, которым блестит Петропавловская крепость, основанная Петром I в 1703 году как форпост, и положившая начало городу. Справа гордо стоят ростральные колонны Васильевского острова и Кунсткамера – первый российский музей.

«Северная красота Санкт-Петербурга, открывающаяся с Невы, не идет в сравнение ни с Римом, ни Венецией, ни даже с Парижем»,

– говорит владыка. Пароход подходит к Благовещенскому мосту, делает разворот и справа я обращаю внимание на здание Конституционного суда Российской Федерации, в котором уже несколько лет свое историческое место занимают и залы Синода Русской Православной Церкви. Из-за угла здания медленно показываются Медный всадник, Сенатская площадь, Исаакиевский собор. Сами собой в голове всплывают строки из Пушкина:

«…Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит…».

При строительстве города Петр I ориентировался на архитектуру европейских городов, но то, что получилось в итоге во многом превзошло самые смелые ожидания. Санкт-Петербург стал одним из красивейших городов мира, центром просвещения, куда по сей день стремятся приехать миллионы людей. У Троицкого моста гид рассказывает, что под его центральной аркой некогда на самолете пролетел летчик-испытатель Валерий Чкалов, а в 1940 году этот маневр повторил летчик Валерий Борисенко, пролетев под мостом шесть раз. Лишь сойдя на берег я понимаю, что это была не просто прогулка, а первое осмысленное и по-настоящему серьезное знакомство с городом. Гуляя по улицам и каналам, я не видел тех масштаба и размаха, которые открылись мне сегодня. Прав был Сергей Есенин, говоря, что лицом к лицу лица не увидать – большое видится на расстоянии. Петербург не просто один из городов нашей страны. Он – ее живая история, запечатленная в камне над над гранитными берегами Невы. В каждом доме, улице, проспекте и дворце, в каждой, на первый взгляд, незначительной вещи есть сокрытые от праздного наблюдателя смысл и назначение, которые становятся понятны лишь тем немногим, кто целенаправленно его ищет.

чтец Михаил Николаев, студент 4 курса бакалавриата