- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Завершилась X Международная научно-богословская конференция

26 сентября 2018 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии завершила работу X Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки».

Во второй день участники конференции распределились по тематическим секциям: «История Церкви в XX веке, подвиг новомучеников Церкви Русской»; «История Церкви до XX века»; «Новозаветные исследования»; «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии»; «Богословие и патрология»; «Религиозная философия»; «Литургика»; «Церковное изобразительное искусство и архитектура»; «Церковно-музыкальное искусство».В особой атмосфере проходили заседания секций «Новозаветные исследования» и «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии». Местом их проведения стала Книжная гостиная Духовной Академии. В неформальной обстановке «научного чаепития» работу секции  «Новозаветные исследования» открыл доклад заведующего кафедрой библеистики Московской Духовной Академии протоиерея Георгия Климова на тему «Смысл самых первых в Четвероевангелии слов, произнесенных Иисусом Христом (Лк 2:49), — сложности толкования». По его мысли, смысл первых слов Господа Иисуса Христа указывает на то, что Он уже с юношеского возраста готовился к принесению Себя в Жертву Отцу на Кресте.Заведующий кафедрой библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Алексий Емельянов в своем докладе «Усыновление как образ спасения в Новом Завете. Взгляд русских богословов в изгнании» продемонстрировал на материале трудов прот. С. Булгакова, еп. Кассиана (Безобразова), прот. Г. Флоровского, прот. А. Шмемана, что новозаветный термин «усыновление» является предпочтительным для раскрытия понятия «спасение» перед другим, небиблейским термином, известным из святоотеческой литературы – «обожение».

Доцент Санкт-Петербургской духовной академии С.А. Андреева представила доклад «Традиционные (библейские) языковые формулы и их преобразование в  агиографическом тексте». В нем она продемонстрировала, как библейские устойчивые фразы могут приобретать новые оттенки смысла в агиографической литературе.

Доцент кафедры библеистики Московской Духовной Академии иеромонах Филофей (Артюшин) в докладе «Проповедь в Назарете (Лк 4:16-30): загадка отвергнутого Мессии в свете богословия Евангелия от Луки» проанализировал структуру указанного фрагмента третьего Евангелия и указал, что с помощью литературных приемов евангелист Лука указал на максимальную выразительность выступления Господа в назаретской синагоге, которое привлекло внимание всех присутствующих.

Преподаватель Петербургской Духовной Академии священник Дионисий Харин предложил вниманию слушателей доклад «Портрет читательской аудитории книги Деяний апостольских», в котором аргументировано показал, что адресатом указанной новозаветной книги были обратившиеся из иудеев и язычников-прозелитов члены христианской общины Коринфа.Доклад заведующего кафедрой библеистики СПбДА протоиерея Димитрия Юревича был посвящен теме «Сложные вопросы экзегезы Пролога Евангелия от Иоанна». В нем он выделил 8 основных проблем в понимании и переводе текста Ин 1:1-18 и подробно остановился на двух из них: понимании термина ἐξουσία в Ин 1:12 и соответствующем переводе фрагмента данного стиха как «дал им возможность [или: способность] стать детьми Божиими», а также в выборе чтения «единородный Сын» или «единородный Бог» в 18-ом стихе.

Доцент Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий М.В. Ковшов в докладе «Роль Духа Святого в «Открывающей эсхатологии» (Inaugurated eschatology) св. ап. Павла» отметил, что дары Св. Духа в этой жизни будут также получены и в жизни будущего века. Получая дары, мы переходим из благодати веры и благодать видения; переход к полноте будущих благ начинается уже сейчас, в этом веке. Связью двух веков является Сам Господь Иисус Христос.В докладе преподавателя Курской православной духовной семинарии священника Романа Коцапа «Анализ отрывка послания к Колосянам 2:8-10 «ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» было продемонстрировано понимание термина «философия» у иудейских авторов Филона Александрийского и Иосифа Флавия, а также у церковных византийских писателей.

Заведующий кафедрой древних и новых языков СПбДА иеромонах Варфоломей (Магницкий) представил доклад «Лексико-грамматические особенности глагольных форм в Синодальном переводе Нового Завета», в котором представил в систематическом виде специфику перевода глагольных форм Нового Завета в Синодальном переводе.В секции «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии» также был представлен ряд докладов. Ректор Минской духовной академии, заведующий кафедрой библеистики ОЦАД архимандрит Сергий (Акимов) представил доклад «Суд Божий и суд человеческий: толкование Еккл 3:15-17», ректор Костромской духовной семинарии священник Георгий Адрианов – ««Литература Премудрости» в современной библейской науке», профессор СПбГУ Е.Н. Мещерская –»Структура и особенности «Апокалипсиса» в апокрифе «Исход Марии»», заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии А.С. Кашкин– «Саул и Аэндорская волшебница: анализ экзегетических концепций», доцент СПбДА Д.Г. Добыкин– «Анализ Чикагского заявление о безошибочности Библии», доцент СПбДА Б.А.

Тихомиров – «Книга пророка Амоса 5:25-27 – экзегетический экскурс», преподаватель МДА протоиерей Александр Тимофеев – «Забытое царство и утраченное единство: библейская археология на методологическом распутье», преподаватель СПбДА священник Александр Зиновкин – «ИшодадМервский (IX в.) как комментатор Священного Писания», аспирант Института философии СПбГУ Ю.А. Снисаренко – «Историософская модель Втор 30:1-10 в иудейских текстах периода Второго Храма» После каждого выступления участники заседания активно обсуждали представленные доклады.

Пресс-служба СПбДА