- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

А. Сологуб. Суд Божий в богослужениях Великого Понедельника

Давайте же, братья и сестры, с вами задумаемся: а готовы ли мы явиться на суд Христов? Можем ли мы уже сейчас явить Господу «веру из дел своих» (Иак 2:18)? Или, быть может, листья внешнего согласия с догматическими истинами христианства и показного благочестия – единственное, с чем мы предстанем в день суда?


Дорогие братья и сестры, вот и началась Страстная седмица, и всего несколько дней отделяют нас от праздника Светлого Христова Воскресения. Подготавливая нас к встрече Воскресшего Господа, Святая Церковь предлагает нам сегодня за литургией евангельское чтение, в котором приводится беседа Спасителя о Его втором и славном пришествии и признаках приближения судного дня.

Затрагивая тему суда, Церковь в очередной раз напоминает нам о необходимости быть готовым предстать перед престолом Судьи. И хотя «о дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец» (Мф 24:36), а признаков приближения второго пришествия, быть может, пока еще недостаточно, чтобы мы могли сказать «близко, при дверях» (Мф 24:33), не будем забывать, что день суда для каждого из нас в отдельности может настать в любой момент, поскольку нам неизвестен также день и час нашей собственной смерти.

Тема суда доминирует на всех богослужениях Великого понедельника. Так, вчера на утрене мы слышали Евангелие, повествующее о проклятии Господом бесплодной смоковницы. У нас в связи с этим рассказом может возникнуть недоумение: за что Спаситель проклял смоковницу, не найдя плодов среди ее листьев, если, как отмечается в параллельном месте Евангелия от Марка, время плодов еще не пришло? Однако обычно на смоковнице листья появляются после плодов, а, следовательно, эта смоковница вводила путников в заблуждение, обещая своим зеленеющим видом плоды.

Бесплодная смоковница, как отмечается в Синаксарии этого дня, символически указывает на иудеев, тщательно соблюдавших внешние предписания закона, но не имевших при этом плода внутренней праведности. Но вместе с тем она означает всякого человека, не имеющего подлинных плодов христианской веры: истинного покаяния, добрых дел и любви. При этом такой человек имеет веру во Христа, подобно тому, как и засохшая смоковница имела листья, но вера эта, оставаясь бесплодной, мертва, а значит, и не спасительна (ср. Иак. 2:14), а значит, такой человек будет осужден.

Давайте же, братья и сестры, с вами задумаемся: а готовы ли мы явиться на суд Христов? Можем ли мы уже сейчас явить Господу «веру из дел своих» (Иак 2:18)? Или, быть может, листья внешнего согласия с догматическими истинами христианства и показного благочестия – единственное, с чем мы предстанем в день суда?

Братья и сестры, Святая Церковь сегодня призывает нас: «Смоковницы осуждение да не предварит тя: но благия плоды потщися сердца броздами душе творцу Твоему Христу возвести, в покаянии Ему приносящи». Поэтому постараемся принести в оставшееся до наступления Пасхи время искренне и глубокое раскаяние в своих грехах, чтобы, очистив совесть и став на путь подлинной христианской жизни, мы могли вкусить во всей полноте радость Светлого Христова Воскресения.


Литература:

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М., 2009.

Триодь постная. – М., 2003.

Аверкий (Таушев), арх. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М., 2005.