- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Александр Аникин. Жажда нетленного.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос Воскресе!

Предстоящая неделя именуется Святой Церковью «Неделей о самаряныне». В эти дни мы вспоминаем Евангельский рассказ, повествующий об обращении самарянской женщины к вере в Господа Иисуса Христа как Спасителя мира.

Из Евангелия от Иоанна мы узнаем, что по пути в Галилею Господь проходил через землю Самарийскую, в которой жили потомки десяти колен израильских. Разделённые сначала по политическим, а затем и по религиозным причинам, самаряне и иудеи не имели взаимного общения потому, что иудеи относились к самарянам даже хуже, чем к язычникам. Устав от долгой дороги и палящего солнца, Господь остановился на отдых близ города Сихарь и попросил воды у женщины, пришедшей к колодцу. Спаситель, чувствуя ищущее сердце этой женщины, заговорил с ней.

Просьба Господа дать Ему воды удивила самарянку, которая впервые видела представителя иудейского народа, не брезгующего разговаривать с ней. Из последующего затем диалога мы узнаем, что эта женщина действительно искала истину и Господь, видя это, через образ «Живой воды» постепенно подводит ее к осознанию того, с Кем она говорит и что означает эта вода, испив которую человек не возжаждет вовек. Из дальнейших пророческих слов Господа о жизни самарянки она начинает понимать, что перед ней не просто иудейский странник, а пророк. И в этот момент мы вновь видим это горящее, ищущее истины сердце. Она спрашивает у Господа не подробности своей личной жизни, не просит у него каких-либо земных благ, но вопрошает о главном для души, а именно, где и как правильно поклоняться Богу. В заключение этого разговора Господь открывает уже подготовленному сердцу самарянки, что Он и есть ожидаемый всеми Мессия, Спаситель мира.

Удивительно, но современные люди ничем не отличаются от древней самарянки. Мы все так же жаждем, ищем истины, смысла жизни. Все так же пытаемся утолить эту жажду тленной, временной «водой» мирских страстей, развлечений, суеты. Все так же стремимся наполнить свои желудки вместо того, чтобы наполнить свои сердца. Но эта искусственная подмена не способна заменить нам Источник, ведущий в жизнь вечную. И именно в образе этой самарянской женщины мы можем увидеть пример деятельного ответа на Божественный призыв испить из Источника Нетленного. Казалось бы, мы уже крещены, уже знаем о Боге, участвуем в жизни Церкви. Как мы можем сравнивать себя с ней? Но её жажда Истины являет для нас образец в поиске и стремлении к Вечному. Ведь при подробном рассмотрении своей жизни мы, верующие и воцерковленные люди, поймем, что в отличие от той же самарянки более ждем от Бога временных благ и удобств, порою полностью забывая о Небесном. Мы и близких и знакомых нам людей измеряем по их карьерному росту и успеху в личных делах, уровню интеллектуальных дарований, подчас забывая, для чего создан человек и к чему он должен стремиться.

Истощенные собственными поисками Источника Нетленного, мы все так же черпаем воду в этом земном колодце и порой вовсе отчаиваемся утолить нашу жажду. Но ведь Господь уже пришел. Он беседует с нами в своих Таинствах, в них же Он подает нам эту «Живую воду» и принимает нас такими, какие мы есть. От нас же только и требуется, чтобы оставить свой тленный колодец и припасть к Источнику вечной воды, «еюже напоившися обильно, Царствие вышнее наследуем», как призывает нас кондак Недели о самаряныне. И тогда мы найдем в нашей многосложной жизни то Основание, на котором сможем построить свой внутренний дом так, чтобы после смерти услышать в Царствии Небесном радостное воззвание всех, уже наследовавших жизнь вечную: «Христос Воскресе!».


Проповедь магистранта II курса церковно-исторического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Александра Аникина, произнесенная в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за всенощным бдением 1 июня 2013 года.