- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Александр Хорошилов. Сотериологическое значение бедности и богатства по евангельской притче о брачном пире

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Братья и сестры, по времени мы находимся уже не так далеко от Рождества Христова, и Церковь в очередной раз сегодняшним богослужением готовит нас к принятию этого великого праздника. Мы слышали в евангелии от Луки притчу о брачном пире. Эта же притча с подробностями находится и у евангелиста Матфея[1].

Темой, проходящей красной нитью через евангельскую притчу, является тема призвания и избранности. Согласно евангельскому иносказанию, первыми, кого хозяин пригласил на пир, являлись званные, то есть наиболее близкие и дорогие господину гости, которые заранее были приглашены на пир. Но в силу разных своих причин и обстоятельств они отказались придти, посчитав приглашение не столь важным в своей жизни. Тогда приглашаются и становятся званными люди низкого социально-экономического положения: нищие, увечные, хромые, слепые – те, которые находятся «у изгородей», «у дорог». И мы здесь видим, что Божий призыв в Царство Небесное обращен ко всем людям, без исключения[2]. Согласно толкованию притчи[3], Христос обращает Свой взор и к язычникам.

Господь акцентирует Свое внимание на социальном статусе людей, приглашенных на пир. В первом случае званными оказались богачи, землевладельцы, торговцы, сдельщики – люди довольно высокого социального статуса. Исходя из толкования притчи, Христос здесь имеет в виду не только нравственное состояние этих людей[4], но и их материальное, социальное положение[5]. В нашем современном понимании под образом таких людей могут быть выдающаяся интеллигенция, влиятельные бизнесмены, известные политики, деятели культуры. Согласно притче, таким людям несколько сложнее стать избранными, поскольку земные интересы, материальная привязанность к богатству, политические убеждения, преданность культурным традициям – все это может затруднять их встречу со Христом.

Во втором случае званными в притче становятся люди низкого социального уровня жизни, которых, вполне возможно, постигли беды, невзгоды, несчастья. Из-за своего бедственного положения многие из таких людей откликаются на призыв, приходят на брачный пир. Им легче придти, они не обременены заботами, их не держит материальное благосостояние, они доверчивее и более открыты! В нашей Церкви мы видим схожую картину, когда значительная часть прихожан в храмах – люди довольно низкого социального и материального положения[6]. Не так уж и много православных, материально обеспеченных, социально благополучных.

Во времена Христа происходило нечто подобное. Редкие люди из числа влиятельных и богатых становились последователями Иисуса Христа. Такими являлись, например, тайные ученики Спасителя – Никодим и Иосиф. К ним можно отнести Закхея, начальника мытарей. Но это единицы. Ученики Христа в основном были обыкновенными простецами, принадлежавшими к низкому социальному сословию.

Как повествует Евангелие, Сам Христос родился в зраке раба[7], по профессии являлся плотником. Почему бы Спасителю не родиться было в богатой, зажиточной семье? Но нет, Он избирает путь бедного человека.

В Евангелии Христос часто предупреждает, что власть, карьера, материальные блага – все это может препятствовать встрече с Богом. Как мы знаем, Господь после беседы с богатым юношей говорит Своим ученикам: «Трудно богатому войти в Царство Небесное»[8]. И святитель Иоанн Златоуст говорит, что «в бедности гораздо легче быть добродетельным, нежели в богатстве»[9].

Христос не призывает нас к социальной бедности – нет. Но Он призывает к Своей бедности, при которой человек становится непривязанным к материальным благам. Главное качество такой бедности – свобода от привязанностей, когда человек освобождается от желания обладать, владеть, где нет любостяжания. Такая бедность помогает достичь духовной нищеты, при которой человек осознает, что он беден, лишен Божественной любви. Состояние бедности побуждает человека искать Самого Бога.

Но для того, чтобы найти Бога, мало быть нищим духом, недостаточно приобрести свободу от привязанностей к земным благам. Нам необходимо заполнить эту духовную нищету, только не материальным богатством, а богатством добродетелей. Сегодня Церковь предлагает нам пример святых праотцев, у каждого из которых была какая-то особая добродетель, благодаря которой он смог встретиться с Богом. У Авраама, например, это была всецелая верность и преданность Богу, у Иосифа – кротость и незлобие. В каждом из нас – потенциально вложенные Творцом добродетели, благодаря которым мы можем встретиться со Христом. У кого-то это самоотверженность, у кого-то искренность, ответственность в возложенных на него обязанностях, твердость в совершении добрых поступков. Именно добродетели преображают, делают нас достойными встречи со Христом. В притче о брачном пире все призванные и пришедшие на брачное торжество должны облечься в брачную одежду[10]. Апостол Павел сравнивает эту одежду с добродетелями[11]. И святитель Иоанн Златоуст, вторя апостолу Павлу, говорит, что брачной одеждой являются наши дела[12]. То есть от того, какие у нас будут деяния, такая у нас будет одежда на брачном пире – от этого зависит наша избранность Богом.

Мы уже согласились придти на брачный пир! Но наши одежды? Возможно, они еще не являются брачными! Нам нужно их удостоиться, образно выражаясь, честно заработать хотя бы незначительной малой добродетелью.

Будем же, братья и сестры, стремиться к встрече со Христом подобно тому, как к этой встрече стремились воспоминаемые нами ветхозаветные праотцы и пророки. Христос всех призывает, но не всех избирает. Аминь.

Проповедь студента II курса академии чтеца Александра Хорошилова, произнесенная в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией 25 декабря 2011 г.


[1] Лк. 14, 16-24; Мф. 22, 1-14.

[2] Ср.: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13, 46).

[3] По толкованию свт. Григория Великого, свт. Иоанна Златоуста, блаж. Феофилакта Болгарского. См.: http://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/evangelie/433.html. Ср.: Мф. 10, 6: «Идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева».

[4] Свт. Иоанн Златоуст говорит, что слепые и хромые – по душе. См.: http://mystudies.narod.ru/library/i/in-zlat/07/69.html.

[5] См. толкование свт. Феофана Затворника на слова «Безумных для мира избрал Бог…» (1 Кор. 1, 27-29). http://ni-ka.com.ua/index PHP?Lev=korinfena#korf20.

[6] Эту ситуацию можно сравнить со словами ап. Павла: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Кор. 1, 26).

[7] См.: Мф. 1-2, Лк. 2.

[8] Мф. 19, 24.

[9] Иоанн Златоуст, свт. Беседа 2 на послание к Евреям. http://www.pravoslavie.uz/Osnovi/IoannZl/12/Z12_1_01_02.htm.

[10] У евангелиста Луки нет этой сюжетной детали, см.: Мф. 22, 11-12.

[11] Кол. 3, 12: «…облекитесь, как избранные Божии…в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение».

[12] См.: Иоанн Златоуст, свт. Беседа 2 на послание к Евреям. http://www.pravoslavie.uz/Osnovi/IoannZl/12/Z12_1_01_02.htm.