- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Алексей Артюхов. Проповедь на апостольское чтение Еф., 221 зач., 2:14-22

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры! Сегодня мы слышали апостольское чтение. Какой смысл вложил в свои слова апостол Павел? Что он хотел сказать христианам Ефеса? Как нам отнести к себе эти поучения апостола «языков»?

Обратим внимание на две темы, которые затрагивает апостол Павел в прочитанном отрывке. Первая – примирение человека с Богом через крестную смерть Иисуса Христа. Вторая – построение Церкви на основании Иисуса Христа.

Данный отрывок послания святого апостола Павла начинается словами: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно» (Еф. 2:14). Этот стих будет понятен, если мы обратимся к контексту, где говорится о том, что ефесяны были язычниками, необрезанными по плоти, и им противопоставлялись обрезанные, то есть иудеи (см.: Еф. 2:11-12). Но Кровью Христовой эти язычники стали близки Богу. Господь наш Иисус Христос является миром для всех людей, Он всех прощает.

«И разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею» (Еф. 2:14-15). Здесь апостол Павел говорит о том, что собой представляла преграда, стоявшая между Богом и людьми: эта преграда есть вражда людей к Богу. Эта вражда была разрушена Господом нашим Иисусом Христом, Плотью Его, потому что в Своей Пречистой Плоти Он положил конец вражде, соединив Плоть с Божеством, и таким образом совершил примирение. Как пишет блаженный Феофилакт Болгарский: «Ибо два естества соединились и сочетались между собой». Также Христос упразднил закон своим учением, которое по слову того же христианского автора является верой, устанавливающейся через проповедь и догматы.

Далее апостол Павел поясняет то, зачем Бог упразднил закон: чтобы «из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф. 2:15). Из двух, иудея и эллина, создается один новый человек. Сын Божий воспринял человеческую природу, одинаковую и для иудея и для эллина, и для всех людей разной национальности и вероисповедания. Поэтому в Таинстве святого Крещения все христиане становятся учениками одного Учителя, а в Таинстве святого Причащения все соединяются со своим Учителем и Спасителем.

Также в послании говорится об одной из главных богословских мыслей христианства, что в одном теле примиряются все посредством креста через убийство на нем вражды между человеком и Богом. Словом «убив» выражается та мысль, что вражды между Богом и человеком больше никогда существовать не будет, ведь что убито, то, значит, умерло; а что умерло, то больше не будет появляться в жизни человека. И как отмечает блаженный Феофилакт Болгарский, вражда была убита еще и в теле Христа, «в котором Он подъял смерть».

Далее апостол Павел говорит о благовествовании мира, которое совершил Иисус Христос для дальних – эллинов, так как они дальше находились от истины Божией, так и для ближних – иудеев, которые находились ближе к Богу через закон Божий. Для чего нужно было это благовествование? Апостол Павел объясняет это тем, что через Иисуса Христа люди имеют «доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18).

Другая тема этого послания — построение Церкви на основании Иисуса Христа. Апостол Павел пишет, что ефесяны «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Это следует объяснить так, что после грехопадения человек для Царствия Божия, как града, является чужим, не гражданином. Но через Иисуса Христа, Который дарует благодать, люди становятся гражданами Небесного Царствия, в котором пребывают святые.

Далее апостол Павел говорит об утверждении «на основании Апостолов и пророков» (Еф. 2:20). Христиане были утверждены на фундаменте, который представляет собой Апостолов и пророков. Также христиане не просто утверждены, но и составляют надстройку здания Церкви, где краеугольный камень – Иисус Христос. Краеугольный камень поддерживает и стены и основание.

Именно на краеугольном камне, Христе, растет все здание Церкви. Это возрастание, сложение совершается стройно, которое предполагает высоконравственную жизнь, подобную тому жизненному примеру, который нам был показан Иисусом Христом. Под святым храмом здесь следует понимать как всю Церковь Божию, которая освящает людей и приводит их к святости, так и каждого отдельного христианина, который строит свой личный храм, жилище Духа Святого, то есть самого себя, на основании Иисуса Христа.

Какое же отношение имеет к нам прочитанный отрывок из послания апостола Павла? Во-первых, Господь наш Иисус Христос примирил нас с Богом. Мы должны стремиться сохранить этот мир, который разрушается грехом. Во-вторых, мы являемся строителями Церкви Христовой в наше время. По мысли святого апостола Павла, мы должны созидать на краеугольном камне – Иисусе Христе, и основании – Апостолах и пророках. То есть наше служение должно быть служением, основанном на учении Христа и вере в Него без подмены этого на что-то совершенно чуждое христианству. А также мы должны созидать свой личный храм – свою христианскую жизнь.

Будем же молить Господа нашего Иисуса Христа помочь нам сохранить мир между нами и Богом, чтобы достичь того небесного града, в котором пребывают все святые во веки веков. Аминь.

Проповедь магистранта II курса церковно-практического отделения академии чтеца Алексея Артюхова, произнесенная 18 ноября 2012 года на Божественной литургии в храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.