- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Алексей Беспалов. Легенда о великом инквизиторе.

Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» является одним из величайших произведений мировой литературы. Это последнее творение Достоевского, которое увидело свет за четыре месяца до смерти автора. Учитывая это обстоятельство, можно предположить, на мой взгляд небезосновательно, что данное произведение является своего рода квинтэссенцией всего творчества Ф. М. Достоевского.   «Легенда о Великом Инквизиторе» – это встроенный в общий контекст романа рассказ, который на первый взгляд кажется каким-то несущественным отступлением от главного повествования.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2, 15-17).

На самом же деле «Легенда об Инквизиторе» является тем стержнем или центральной идеей, во круг которой и выстраивается собственно сам роман. В связи с этим вспоминаются слова В. В. Розанова, который характеризуя значение «Легенды о Великом Инквизиторе» для всего романа, писал: «»Легенда» составляет как бы душу всего произведения, которое только группируется около нее, как вариации около своей темы; в ней схоронена заветная мысль писателя, без которой не был бы написан не только этот роман, но и многие другие произведения его: по крайней мере, не было бы в них всех самых лучших и высоких мест»[1].

Итак, позволю себе вкратце напомнить фабулу «Легенды». Эта вымышленная история, сочиненная одним из главных персонажей романа Иваном Карамазовым и рассказанная им своему брату Алексею Карамазову. Действие происходит в XVI веке в Испании, как говорит автор: «в самое страшное время инквизиции, когда во славу Божию в стране ежедневно горели костры и в великолепных аутодафе сжигали злых еретиков»[2]. И вот в это непростое как для западных, так и для восточных христиан время Господь Иисус Христос вновь приходит на землю. Но приходит Он не так как обещал своим ученикам «с силою и славою великою» (Мф. 24, 30), а также как и пятнадцать веков назад приняв образ раба. Тем не менее, Его сразу узнают и начинают славить все люди. Христос в Свою очередь исцеляет страждущих, воскрешает умерших. Люди счастливы: их Бог вновь посетил Свой народ.

В момент, когда Господь воскрешает семилетнюю девочку, единственную дочь знатного горожанина к ликующей толпе подходит пожилой кардинал – великий инквизитор. Он сразу понял, Кто стоит перед ним, однако взор его омрачен, и великий инквизитор приказывает своим стражникам арестовать Христа. Как ни странно толпа, которая еще пять минут назад славила своего Миссию, безропотно взирает на то, как Его, ни в чем неповинного, уводят в тюрьму.

Проходит день, наступает ночь и в камеру к Божественному заключенному приходит старик кардинал. С этого момента начинается самая существенная часть «Легенды». Великий инквизитор сразу задает Господу важнейший с его точки зрения вопрос: «Зачем Ты пришел нам мешать?», – говорит он. И далее почти до конца рассказа старик инквизитор развернуто обосновывает свою точку зрения, которая состоит в том, что Христос провалил Свою миссию и не смог дать людям то, что им больше всего нужно – счастья. В то время как он – великий инквизитор и подобные ему в очень скором будущем смогут построить для людей рай на земле, где человек сможет обрести искомое счастье.

Главное обвинение, которое великий инквизитор выдвигает против Христа, состоит в том, что Господь не послушался истинных советов, которые давал Ему, как выражается кардинал, великий дух, говоривший с Ним в пустыне. Как все мы прекрасно знаем, этот «великий» дух есть сатана. И вот, по мнению кардинала, сатана озвучил в пустыне три самых главных для всего человечества вопроса, «которые не смогла бы придумать даже вся вместе соединившаяся премудрость земли»[3].

Далее инквизитор напоминает Христу эти три вопроса, подробно останавливаясь на каждом из них и упрекая Господа в незнании того, в чем человек на самом деле более всего нуждается. Первый вопрос, несколько перефразированный, однако, не утративший своего смыла, из уст великого инквизитора звучит следующим образом: «Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого боятся они и страшатся, – ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы! А видишь ли сии камни в этой нагой раскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что ты отымешь руку свою и прекратятся им хлебы твои»[4].

Как известно из Евангелия, Христос отвечает сатане словами Второзакония: «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4). Здесь Христос говорит о том, что хотя человек в данном эмпирическом состоянии действительно нуждается в пище, все же необходимо помнить, что живет он (человек. – Б. А.) лишь потому, что о нем непрестанно промышляет любящий его Бог, Который знает обо всех нуждах человеческих (см.: Мф. 6, 31-33) и дает человеку все необходимое и для временной и для вечной жизни.

Тем не менее, комментируя первое искушение, инквизитор говорит, что Христос ошибался, так как вся история человечества и до, и после Его прихода на землю показывает, что человек всегда идет за тем, кто сможет или хотя бы пообещает его накормить. А те немногие, которые могли и могут идти за Христом бескорыстно составляют лишь мизерный процент, и что ради этих избранных Господь не должен был пренебрегать всем остальным человечеством, а должен был принять предложение дьявола и превратить камни в хлебы.

О втором искушении великий инквизитор говорит так: «Когда страшный и премудрый дух поставил тебя на вершине храма и сказал тебе: «Если хочешь узнать, Сын ли ты Божий, то вверзись вниз, ибо сказано про того, что ангелы подхватят и понесут его, и не упадет и не расшибется, и узнаешь тогда, Сын ли ты Божий, и докажешь тогда, какова вера твоя в Отца твоего», но ты, выслушав, отверг предложение и не поддался и не бросился вниз. О, конечно, ты поступил тут гордо и великолепно, как Бог, но люди-то, но слабое бунтующее племя это – они-то боги ли?»[5]

Как мы видим, здесь инквизитор опять обвиняет Христа в незнании человека, незнании того, что действительно служит человеку на пользу, а что причиняет ему вред. Он говорит, что природа человеческая устроена таким образом, что человек не может отвергнуть чуда, не отвергнув при этом и Бога. «Но ты не знал, – упрекает Христа инквизитор, – что чуть лишь человек отвергнет чудо, то тотчас отвергнет и Бога, ибо человек ищет не столько Бога, сколько чудес»[6]. И если Христос без особого Божественного промысла не хочет привлекать к Себе людей при помощи чудес, то это сделают другие. Старый кардинал говорит, что он и его соратники так и поступили: «Мы исправили подвиг твой и основали его на чуде, тайне и авторитете. И люди обрадовались, что их вновь повели как стадо…»[7] При этом инквизитор говорит, что он и ему подобные как раз, в отличие от Христа, и любят человечество по-настоящему, понимая все человеческие слабости и снисходя к ним. А затем великий инквизитор открывает своему Божественному пленнику самую величайшую свою тайну: «Мы, – говорит он,–  не с тобой, а с ним (дьяволом. – Б. А.), вот наша тайна!»[8]

Развивая эту тему, старый кардинал переходит к третьему искушению. Хочу еще раз напомнить евангельские строки, передающие его суть: «Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»» (Мф. 4, 8-10). По словам Н. А. Бердяева, это самое могущественное искушение. «Предельным и страшным воплощением третьего соблазна, – пишет он, – было Римское государство, обоготворившее Кесаря, абсолютное государство, не знающее ничего выше себя, абсолютный цезаризм»[9].

Анализируя третье искушение, великий инквизитор вновь вменяет в вину Христу то, что Господь с негодованием отверг последний дар, предложенный Ему дьяволом. Однако, говорит он, мы в отличие от Тебя приняли этот великий дар и объявили себя земными царями. Обосновывая свое решение, он говорит, что сделали они это для того, чтобы исполнить мечту человечества о всемирном единстве. Инквизитор признает, что земное царство любви, благоденствия и всемирного счастья еще не построено, это требует времени. Однако у него нет и тени сомнения, что это царство будет построено и именно на тех основаниях, которые дьявол предлагал в пустыне Христу и которые Господь безоговорочно отверг. Далее следует эпилог, который, на мой взгляд, не дает особой пищи для размышления.

Такова в кратком изложении фабула «Легенды о Великом Инквизиторе». Теперь мне бы хотелось сказать несколько слов относительно того, как я понимаю «Легенду об Инквизиторе». Слова, выбранные мной в качестве эпиграфа, приведены, разумеется, не случайно. Апостол и евангелист Иоанн Богослов, излагая учение Господа Иисуса Христа, говорит о том, что нам необходимо отличать любовь к Богу от любви к миру. «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего», – пишет он (1Ин. 2, 16). В данном случае он говорит, конечно же, не о мире как творении Божием, а о мире как совокупности греховных страстей. И вот эти три важнейшие составляющие мира, во втором смысле этого слова, и есть то, к чему на протяжении всей мировой истории стремится падшая человеческая природа. Это и есть как раз те три искушения, которыми дьявол соблазнял в пустыне человечество Христа.

Отвергнув эти искушения, Господь Иисус Христос показал нам пример того, как должен проходить человек эту временную земную жизнь, если хочет унаследовать жизнь вечную. Все ответы, которые Он дал искушающему Его дьяволу, указывают на то, что нам необходимо стремиться всегда и во всем доверять Богу. А также стараться свою волю свободно приводить в согласие с волей Божией, а не требовать того, чтобы Бог исполнял все наши прихоти, даже если нам кажется, что это вопрос жизни и смерти. Причем свой выбор человек должен осуществлять именно свободно, без всякого давления извне. Потому что только свободный выбор показывает, к чему в действительности устремлена человеческая личность. Поэтому-то Христос и не захотел привлекать к себе людей только при помощи чудес, Он прекрасно знал, что ничто внешнее не может быть прочным основанием. И если человек пошел за Ним исключительно под воздействием чудес, то он также легко сможет и оставить Его под влиянием каких-либо внешних обстоятельств.

Что же касается великого инквизитора, то это как раз тот случай, когда человек свободно и осознанно избирает не Бога, а Его антагониста. Вернее сказать он хочет служить только себе или еще точнее, чтобы другие служили ему. Прекрасно, на мой взгляд, охарактеризовал инквизитора и его единомышленников Алексей Карамазов. Изобличая их лицемерное стремление построить земной рай для всех, он говорит, что на самом деле это, «самое простое желание власти, земных грязных благ, порабощения… вроде будущего крепостного права, с тем что они станут помещиками… вот и все у них»[10].

И вот, понимая человеческое счастье чисто утилитарно, как наличие, образно говоря, хлеба и зрелищ, инквизитор экстраполирует это свое понимание и на все остальное человечество. Конечно, мы не можем просто отмахнуться от его антропологии и сказать, что это ничем не подкрепленная ложь. Действительно, как уже было сказано выше, человеческая природа после грехопадения сроднилась с грехом, грех стал сладок для человека, и он прилепился к земному, оторвавшись от Бога.  Однако это не нормальное состояния человека, в чем на протяжении всего рассказа инквизитор хочет убедить Христа. Он говорит, что история человечества свидетельствует в его пользу, но, на мой взгляд, все с точностью до наоборот. Как раз вся мировая история в целом и любая история отдельно взятого человека, просто таки вопиют о том, что никакие земные блага не могут сделать человека счастливым. И только общение с Богом, как свидетельствуют своей жизнью святые Божии угодники, уже здесь на земле, не говоря о жизни будущего века, может дать человеку, то, что он тщетно пытается найти вне Бога – подлинное счастье во всей полноте.

Необходимо также помнить, что сама идея построения царства «света и радости» на земле без Бога берет свое начало уже в Эдемском саду. А озвучил ее тот же дух, который искушал Господа в пустыне (см.: Быт. 3, 1-5). И как тогда дьявол соблазнил первых людей ложной перспективой самообожения, так сейчас инквизитор хочет убедить человечество, что только земное благополучие способно удовлетворить все физические и даже духовные запросы человека. Он обещает Христу, во что бы это не стало построить земной рай, но ведь мы прекрасно знаем, кто сможет, на короткий срок, воплотить в жизнь эту богоборческую идею. Как написано в Евангелие: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего – того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2, 8-9).

Из сказанного выше, на мой взгляд, становится очевидным, что великий инквизитор является прообразом антихриста, пришествие которого предсказано Господом Иисусом Христом и Его апостолами.  И хотя приход человека беззакония неизбежен, все же только от каждого из нас будет зависеть, кого мы, в конце концов, изберем. Преклонимся ли мы безропотно перед антихристом, как это сделали люди в «Легенде о Великом инквизиторе», когда уводили в тюрьму их Бога, или, претерпев гонения, может быть даже и до смерти, останемся верными Христу и в вечности пребудем в блаженном общении с Триипостасным Богом.


[1] В. Розанов. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского [Электронный ресурс]. – URL:http://bookland.net.ua/reader/book/307/ [2] Легенда о Великом Инквизиторе [Электронный ресурс]. – URL: http://philosophy.ru/library/dostoevsky/dost.html [3] Там же. [4] Там же. [5] Там же. [6] Там же. [7] Там же. [8] Там же. [9] Н. А. Бердяев Великий Инквизитор I в легенде о Великом Инквизиторе [Электронный ресурс]. – URL:http://www.ngebooks.com/book_4109_chapter_1_Velikijj_Inkvizitor.html [10] Легенда о Великом Инквизиторе [Электронный ресурс]. – URL: http://philosophy.ru/library/dostoevsky/dost.html