- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Алексей Беспалов. Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» с точки зрения христианского миропонимания

Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» – одно из наиболее известных и выдающихся произведений величайшего русского поэта. Трудно не согласиться с Виссарионом Белинским, считавшим главной ценностью этого произведения то, что в нем автору удалось удивительно верно очертить характеры ключевых героев. Собственно персонажей, которых можно назвать главными героями повести всего три – это молодой военный инженер из обрусевших немцев по имени Герман, престарелая восьмидесяти семилетняя графиня Анна Федотовна Томская и ее воспитанница, молодая девушка Лиза.

Об остальных персонажах мало что можно сказать, они достаточно скупо обрисованы Пушкиным. Слуги графини, гости, игроки – просто статисты. Конечно, есть еще Нарумов, Томский и Чекалинский, но ни их характеры, ни их внешность также практически не описаны.

Итак, вернемся к главным действующим лицам. Трагическая фигура Германна – самая сложная и интересная в повести. В его противоречивой натуре непостижимо соединились холодная немецкая расчетливость и «сильные страсти и огненное воображение». В душе он был страстным игроком и мог ночами просиживать, наблюдая за карточной игрой. Однако сам никогда не брал карт в руки, говоря, что не может, «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Поначалу кажется, что твердость характера все же берет верх над страстными порывами души, и, тем не менее, это впечатление обманчиво. Страсть сребролюбия, по всей видимости главная страсть Германна, на протяжении всей повести постепенно овладевая им, в конце концов губит его. Даже холодный расчет главного героя оказывается, как позже понимает читатель, лишь средством для удовлетворения этой пагубной страсти. «Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!», – говорит Германн.

Теперь пару слов скажем относительно престарелой графини. В молодые годы она была в высшем свете, как пишет Пушкин, в большой моде и не только в России, но и в Париже. Судя по всему, графиня никогда не отличалась ни особым благочестием, ни целомудрием, живя, что называется в свое удовольствие. Состарившись, она полностью утратила свое обаяние, однако образа жизни не меняла, продолжая активно участвовать в светской жизни. «Она, – пишет Пушкин, – участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы…».

И наконец, воспитанница графини, молодая девушка по имени Лиза. Вот как автор описывает жизнь этого несчастного существа: «Лизавета Ивановна была домашней мученицей. Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в ее прогулках и отвечала за погоду и за мостовую… В свете она играла самую жалкую роль. Все ее знали и никто не замечал; на балах она танцевала только тогда, как недоставало vis-a-vis, и дамы брали ее под руку всякий раз, как им нужно было идти в уборную поправить что-нибудь в своем наряде. Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, – с нетерпением ожидая избавителя; но молодые люди, расчетливые в ветреном своем тщеславии, не удостаивали ее внимания, хотя Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых они увивались».

Да, удивительно верно очерчены характеры главных героев повести, однако, на мой взгляд, это лишь половина из того, что удалось раскрыть автору «Пиковой дамы». Вторая половина – это то, как гениально Пушкин показывает, что происходит с человеком, который полностью отдается гибельной страсти и, фактически, вступает в сделку с сатаной. Но обо всем по порядку.

В начале повести от своего приятеля Томского Германн узнает мистическую историю о том, как шестьдесят лет назад, будучи в Париже, его бабка графиня Анна Федотовна Томская проиграла в карты огромную сумму, и, не имея возможности заплатить, была вынуждена прибегнуть к помощи своего друга графа Сен-Жермена, который открыл ей тайну трех карт. Зная три заветные карты, графиня в тот же вечер отыгралась. Однако сама никогда никому своей тайны так и не открыла, за исключением, пожалуй, единственного случая, о котором Томский упоминает только как о предположении.

Этот рассказ производит на Германна неизгладимое впечатление. Он готов на все, на любые жертвы, чтобы получить эти три карты. Страсть настолько его ослепила, что он, по его собственным словам, готов, «сделаться любовником» восьмидесяти семилетней старухи. И даже более того, Германн готов принести в жертву самое дорогое, что есть у каждого человека – свою бессмертную душу. Он также сознательно и без колебаний переступает через чувства другого человека, для достижения своей греховной цели. Чтобы попасть в дом к графине, он начинает «страстно ухаживать» за Лизой. Неопытная девушка, желающая любить и быть любимой, принимает эту игру за чистую монету. К тому же, она мечтает обрести независимость и избавиться от своего унизительного положения бедной воспитанницы, и именно замужество, как она считает, может дать ей эту свободу. Поначалу Лиза пытается оставаться в рамках приличий, она хочет, чтобы Германн ухаживал за ней открыто, а не тайно. Однако вскоре капитулирует перед его «любовным» натиском и назначает ему ночное свидание в доме графини.

Это как раз именно то, что Германну и было нужно от Лизы. Пробравшись в дом, он дожидается, когда графиня и Лиза вернулись с бала, но не идет в комнату к Лизе, а направляется в покои старой графини, где и происходит ключевая сцена. Неожиданно представ перед опешившей старухой, Германн начинает умолять ее открыть ему три заветные карты. Сначала он взывает к высоким материям, прося открыть ему тайну ради всего святого, что когда-либо было у графини. Не получая никакого ответа, Германн решается на самое страшное: он предлагает свою душу в обмен на тайну трех карт. Вот как этот драматичный момент описывает Пушкин: «Откройте мне вашу тайну! – что вам в ней?.. Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубой вечного блаженства, с дьявольским договором… Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, – я готов взять грех ваш на свою душу». И хотя Германн обращается к графине, мы понимаем, что она лишь посредница, ведь истинным хранителем такой тайны может быть только сатана. Несмотря на пламенную речь молодого человека, графиня продолжает безмолвствовать, и тогда разгневанный Германн переходит от просьб к угрозам и достает пистолет. Через мгновенье после этого потрясенная женщина умирает.

Казалось, что со смертью графини Германн лишился последней надежды узнать вожделенную тайну. Между тем, как показали дальнейшие события, его жертва была принята. А пока, сразу после смерти графини, он идет в комнату Лизы, где во всем ей признается. Девушка с болью в сердце осознает, что, «эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги, – вот чего алкала его (Германна. – Б. А.) душа!» Ее терзает запоздалое, но мучительное раскаяние в том, что она стала слепым орудием в руках убийцы человека, как бы там ни было, предоставившего ей кров. А что же Германн? Он тоже расстроен. Однако, «ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть ее горести не тревожили суровой души его. Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения». Эти внутренние терзания молодого человека очень ярко демонстрируют нам, что для него является главным сокровищем, и, соответственно, где его сердце, т. е. к чему направлены все его стремления, искания, чаяния. Затем, несмотря на перемену своих чувств к Германну, Лиза все-таки  помогает ему незаметно покинуть дом.

Спустя три дня после этой роковой ночи Германн отправляется на отпевание усопшей графини. Но, не чувство раскаяния приводит его туда, а страх за свое будущее. Он, как пишет Пушкин, не имел истинной веры, зато имел множество предрассудков, поэтому считал, что должен испросить у покойной для себя прощение, чтобы она каким-либо образом не отомстила ему. Этот эпизод в очередной раз показывает нам, что Германна, даже при данных обстоятельствах, волнует только свое благополучие и более ничего.

Вернувшись, после отпевания, домой в расстроенных чувствах, Германн засыпает. Проснулся он около трех часов ночи, ему не давали покоя мысли о смерти графини. В этот момент кто-то посмотрел в его окно и тут же отошел. Через минуту дверь в его комнату отворилась и вошла женщина в белом платье. Германн не сразу узнал ночную гостью, а только, когда она подошла к нему вплотную. Это была старая графиня. Она принесла ему послание о том, что его жертва принята: «Я пришла к тебе против своей воли, – сказала она твердым голосом, – но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл». После этих слов графиня, также загадочно, как и появилась, покидает дом Германна. Нет никакого сомнения, что это был не сон и не галлюцинации душевно больного человека. В пользу этой версии свидетельствуют как предыдущие, так и дальнейшие события. Я имею ввиду то, что Германн все же выигрывает на первые две карты довольно крупную сумму, и это не могло быть простым совпадением.

В конце повести Пушкин принимает на себя роль Провидения и воздает каждому по заслугам. Старая графиня, всю свою жизнь прожившая в грехе и умершая без покаяния, отправляется, по всей видимости, назад к хранителю тайны трех карт (однако стоит отметить, что о загробной участи кого бы то ни было, за исключением святых, мы не можем сказать ничего определенного). Дальнейшая судьба Германна трагична. Заключив сделку с дьяволом, он, естественно, попадает во власть силы, которая желает каждому человеку только погибели. Ибо, как сказано в Священном Писании, сатана «человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины… он – лжец и отец лжи (Ин. 8, 44). Выиграв в течение двух дней огромную сумму, на третий день Германн проигрывает все. Свои земные дни он заканчивает в психиатрической лечебнице. И только Лиза, хотя и причастная косвенно к смерти графини, но искренне раскаявшаяся, вознаграждается автором, обретя семейное счастье с «очень любезным молодым человеком».


Литература:

1. Библия книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2000., 1217с.

2. А. С. Пушкин. Проза. «Пиковая дама» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rvb.ru/pushkin/01text/06prose/01prose/0866.htm

3. Виссарион Белинский Сочинения Александра Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0220.shtml