- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Алексей Миллер. Сотворение жены Адама в свете комментариев свв. отцов

Прежде чем начать подробный анализ святоотеческой экзегезы на отрывок из кн. Бытия в котором рассказывается о сотворении жены, необходимо сделать краткий обзор и выделить главные моменты этого повествования.

Здесь важно то, что жена не создается Богом, а как бы рождается Им от мужа. Сказание о даровании Адаму жены, имеет целью показать одноприродность мужчины и женщины и освятить моногамный брак. Кроме того, священный писатель дает понять, что женщина появилась не только для того, чтобы люди могли продолжать свой род, а как «помощник» мужчины. Также важно отметить, что говоря о жене и ее при- родном единстве с мужем, Библия использует, как это было принято на востоке, игру слов: жена (евр. иша) названа от мужа (иш). Во второй главе еще нет имени Ева, а имя Адам стоит в значении человека вообще.

1. Жена, как «помощница»

«И сказал Господь Бог:

не хорошо быть человеку одному;

сотворим ему помощника, соответственного ему»

(Быт 2:18)

Об функции жены как помощника мужу, святые отцы не говорят однозначно, например свт. Иоанн Златоуст полагает, что помощница сотворена для утешения, которое, впрочем, не исключает супружеской жизни, однако он считает, что это временное состояние, т. к. после того, как придет Христос, у человека только один помощник, это Сын Божий: «В то время Бог сказал: сотворим ему помощника; ныне же — ничего подобного. Ибо кто, по принятии благодати духа, нуждается в каком-либо ином помощнике? Входящий в тело Христа нуждается ли в какой помощи?»[1]. «А блж. Августин говорит, что жена сотворена для исполнения прямого назначения — для генерации»[2]. Блж. Августин не видит другого смысла в сотворении женщины, он говорит, что когда была сотворена жена, земля не нуждалась в обработке, если предположить, что она дана мужу в утешение, то и здесь Августин сомневается, считая, что для общения было бы проще друзьям, а если бы нужно было так, чтобы один повелевал другим, то для этого было бы достаточно такого порядка, чтобы один был сотворен раньше другого. Поэтому он находит единственный смысл сотворения жены в деторождении: «Разве только кто-нибудь скажет, что из ребра мужчины Бог мог сотворить только женщину, а не мужчину, если бы даже захотел того? Поэтому я не нахожу, для какой помощи жена сотворена мужу, если устранить причину деторождения»[3].

Такого же взгляда придерживается свт. Амвросий Медиоланский, но считает, что жена все-таки помощник мужа в хорошем смысле, он также видит роль женщины только в рождении детей, но подчеркивает, что эта роль велика и «Подобна роли земли, которая сначала укрывает посеянные семена, затем постепенно согревает их своим теплом и наконец порождает всходы. Вот в чем состоит добрая помощь со стороны женщины…»[4].

Прп. Ефрем Сирин усматривает служение Евы не только в детородительной функции, он отмечает, что Ева, также является помощником человеку в делах хозяйственных, «Ева, кроме попечения о делах домашних… могла столько, сколько возможно ей было, быть помощником мужу в постройках, вязаниях и других художествах»[5] также он отмечает, что животные были в рабстве у человека, но не могли во всем помогать человеку, для этого Бог творит ему такую помощницу.

В этом контексте, особняком стоит взгляд на эту проблему у Тертуллиана, он усматривает в сотворении жены произволение благости Божией, «Та же благость сотворила и помощницу человеку, чтобы не было ничего не благого. Ибо не хорошо быть человеку одному. Он знал, что пол Марии будет на благо человеку, а потом и Церкви»[6]. Здесь следует обратить внимание на глубокую мысль Тертуллиана о том, что женщина это не только помощница Адаму, как человеку, и не просто как соучастник в деле рождения детей. Тертуллиан усматривает высший смысл создания женщины, он рассматривает ее как будущую помощницу Бога, в деле спасения рода человеческого, т. е. участие Пресвятой Богородицы в воплощении Сына Божия.

2. «Ребро Адама»

«И создал Господь Бог из ребра,

взятого у человека, жену, и привел ее к человеку»

(Быт 2:22)

В состоянии «крепкого сна», или «исступления», в которое впал человек, Бог вынимает одно из его ребр и творит жену. Стоящее в подлиннике слово цела, переведенное как «ребро» означает одновременно и ребро и бок, половину чего-либо, даже половину (створку) двери. В данном контексте «цела», означает половина. Такой перевод соответствует той мысли, что женщина есть половина человеческого рода, половина Адама — всечеловека.

Что касается отношения святых отцов к этой проблеме, то заметно, что «создание жены из ребра первого человека всегда было камнем предкновения для многих экзегетов. Еще Ориген смотрел на это повествование, как на аллегорию. Но большинство древних отцов смотрели на это повествование как на несомненную историю»[7]. Вместе с тем у свт. Иоанна Златоуста находим по этому поводу указания на тайну, превышающую человеческое понимание, «и взял сказано, одно из ребр его, чудное дело, безмерно превышающее наш ум!.. не разумей слова эти по человечески, но знай, что употреблены грубые речения приспособительно к немощи человеческой»[8]. В этих словах святителя можно видеть как бы некоторый намек на аллегоричность, и в то же время на бессилие истолкования данного повествования Библии. Но так же есть толкования этого места в прообразовательном ключе будущего пришествия Христова, он сравнивает рождение Евы от кости с рождением Иисуса Христа от Девы: «Он же, как Адам без жены произвел жену; так и Дева без мужа родила мужа, как от Адама Бог взял ребро и чрез это нисколько не уменьшал Адама, так и в Деве Он образовал одушевленный храм и не лишил Ея девства, целым остался Адам и по взятии от него ребра, неповрежденною осталась Дева и по исшествии из нея Младенца»[9].

Когда отцы говорят, что Ева стала равной часть Адама, то это следует понимать таким образом: «в сотворенном идивидууме Адаме по желанию Божиему заключалось все единство будущего человечества. В силу этого и Ева, которая стала матерью всех живущих, должна была появиться от Адама. Мужчина и женщина едины по происхождению. В их первоначально разделенном существовании каждый нуждается в другом для самодополнения. Человечество, сотворенное сначала как личная единица, но не как пара, теряется после ее разделения. И для осуществления цели единства они должны нуждаться в самовосполнении одного другим»[10]. Этому мы находим подтверждение у прп. Ефрема Сирина он говорит, что Адам произнес «вот эта», то есть женщина, которая пришла ко мне после животных, не такая, как они, те произошли от земли, а она является костью от «костей моих и плотью от плоти моей» он считает, что Адам произнес это «или пророчественно, или, как замечено нами выше, по сонному видению. И как в сей день все животные получили благословение от Адама наименования свои по родам; так и кость, созданную в жену, назвал он не собственным ее именем — Евою, но именем жены, принадлежащей целому роду»[11]. Из слов прп. Ефрема, становится понято, что жена, это именно часть от Адама — всечеловека, таким образом в тот момент человечество поделилось на две составляющие, имя Адам, в значении «человек» и жена, как равная часть этого человека.

Однако, есть еще одно отличное от уже приведенных толкований мнение блж. Иеронима Стридонского, он, как и Златоуст усматривает в сотворении жены из ребра, аллегорию, но несколько другого характера. Блж. Иероним считает, что слово, воздвиг, которое используется при рассказе о творении жены, обычно используется, когда говорят о сооружении большого дома, и он предполагает, что сотворение женщины из ребра Адама означает, согласно авторитету апостола, Христа и Церковь, поэтому и сказано, что Бог «воздвиг из ребра женщину». Он поясняет: «мы выслушали сказанное о первом Адаме, теперь перейдем ко второму Адаму и посмотрим, каким образом из Его ребра воздвигается Церковь. Бок Господа Спасителя, висящего на кресте, пронзило копье, и оттуда излились кровь и вода. Хотите знать, как из воды и крови воздвигается Церковь? Сначала, через крещение, водою смываются грехи, затем, кровью мучеников, венчается воздвижение Церкви»[12].

Единство мужчины и женщины

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей;

она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего],

потому оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей;

и будут два одной плоти»

(Быт 2:23-24)

В толковании этого места святы отцы в основном опираются на слова апостола Павла, где он, цитируя это место говорит, «что тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и Церкви» (Еф 5:23). На основании этого, отцы толкуют это место в экклезиологическом ключе, чаще всего они усматривают в этом отрывке единство между Христом и Церковью. Например, блж. Августин, комментируя текст второй главы говорит: «Таким образом, женщина представляет собою такое же творение Божие, что и мужчина. То, что она произошла от мужа, указывало на их единство, а что произошла именно таким образом, это, как сказано, было образом Христа и Церкви»[13]. Важными словами здесь являются, «как сказано», с их помощью сделать вывод, что такая точка зрения, была очень распространена. В другом месте блж. Августин так и говорит прямо, что, в словах апостола Павла «заключено и пророчество, о котором вспоминает апостол»[14]. То есть пророчество о будущей Церкви и Христе. Похожие мысли присутствуют и у свт. Амвросия Медиоланского, он пишет: «Если брак Адама и Евы есть великое таинство во Христе и Церкви, то, как Ева была костью от костей и плотью о плоти мужа своего, так и мы, несомненно, суть члены тела Христова, кость от костей и плоть от плоти Его»[15].

Похожим образом толкуют это место и другие, например Квотвультдей Карфагенский, ссылается в этом месте на приведенное выше высказывание апостола Павла и говорит, что смысл этой великой тайны в том, что, Адам в момент сна получил обетование. В обетовании Адам узнает то, что подобно тому, как он соединяется c супругой в которую верит, то, тем самым он дает нам знамение, что через веру, уже сама Церковь станет матерью живых «Ибо как жену свою Адам назвал матерью всех живущих, по той причине, что Ева была создана из ребра спящего Адама, так он предвидел, что из ребра распятого Христа будет создана Церковь — подлинная мать всех живых»[16].

Тем не менее, у отцов присутствует и буквально понимание этого места, прп. Ефрем Сирин о словах Библии говорит: «сказаны в означение того, что два сочетавшиеся лица составляют такой же неразрывный союз, какой был в начале»[17]. Этими словами прп. Ефрем лишь констатирует, что мужчина и женщина, являются в той же мере одной плотью, как и до создания Евы от ребра Адама.


Примечание:

[1] Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. — С. 80

[2] Григорий (Черников), иером. Антропогинез I и II глав книги Бытия в толкованиях святых отцов и христианских богословов. СПб., 1975. — С. 119.

[3] Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. — С. 87.

[4] Цит. по: там же. С. 86.

[5] Ефрем Сирин прп. Толование на книгу Бытия. / URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija.

[6] Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. — С. 80.

[7] Григорий (Черников), иером. Антропогинез I и II глав книги Бытия в толкованиях святых отцов и христианских богословов. СПб., 1975. — С. 129.

[8] Цит по: там же. С. 129.

[9] Цит. по: Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов на мессинские места Библии. Книги законоположительные и исторические (репринтное издание). М., 2000. — С. 3.

[10] Григорий (Черников), иером. Антропогинез I и II глав книги Бытия в толкованиях святых отцов и христианских богословов. СПб., 1975. — С. 129.

[11] Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. — С. 85

[12] Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. — С. 88.

[13] Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. — С. 89.

[14] Цит. по: там же. С. 89.

[15] Цит. по: там же. С. 89.

[16] Цит. по: там же. С. 89.

[17] Цит. по: там же. С. 89.

Источники и литература

1. Анастасий Синаит, прп. Избранные Творения. — М.: Сибирская Благозвон- ница, 2003. — 483 с.

2. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. О душе. Перевод с латинского, вступительная статья, комментарии и указатель А. Ю. Братухина. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. — 254 с.

3. Ефрем Сирин прп. Толование на книгу Бытия. / URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija (15.04.16).

4. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Т. 1: Книга Бытия 1-11. — Тверь: Герменевтика, 2004. — 304 с.

5. Григорий (Черников), иером. Антропогинез I и II глав книги Бытия в толкованиях святых отцов и христианских богословов. — СПб.: Ленинградская Право- славная Духовная Академия, 1975. — 304 с.

6. Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов на мессинские места Библии. Книги законоположительные и исторические (репринтное издание). — М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. — 177 с