- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Алексий Красавин. Неразрывная связь мученичества и постничества

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, совершая вторую Литургию Преждеосвященных Даров, мы вспоминаем чудо, связанное с именем великомученика Феодора Тирона. Претерпев мучения, он был сожжен на костре за исповедание веры во время гонений в начале IV века. Спустя 50 лет император Юлиан Отступник, желая оскорбить христиан, приказал градоначальнику Константинополя на первой седмице Великого поста окроплять всю еду в городе идоложертвенной кровью. Святой Феодор явился константинопольскому архиепископу во сне, открыл злой умысел императора и повелел потреблять в эти дни коливо.

На первый взгляд ничего удивительного нет: Господь посылает своего святого в помощь земной Церкви во время Великого поста. Но почему этим святым является мученик, претерпевший великое множество страданий и унижений? В ответе на этот вопрос заключен один из аспектов поста, а именно неразрывная связь мученичества и постничества. Но кто такой мученик в понимании многих современных людей? Скорее фанатик и безумец, отдающий самое дорогое – свою жизнь – в руки смерти ради каких-то принципов и убеждений, ради достижения каких-то вечных благ. Но эти люди забывают, что мученики не жаждали вечности, не жаждали даже и блаженства, но жаждали только одного, жаждали только Христа. Они восприняли Его в сердце свое, решили уподобиться Ему, последовать за Ним, претерпеть все то, что претерпел Он для каждого из нас, чтобы вместе с Ним и воскреснуть. И не в этом ли состоит и переживание поста, переживание поста для каждого из нас как сораспятия своей плоти с ее страстями и похотями? Мы отдаем свою жизнь в руки Божии, отрешаемся от всего земного, показывая, что ни еда, ни развлечения, ни сама благоприятная жизнь не являются для нас важными. Во время Великого поста мы бросаем вызов своей греховной природе и ее желаниям. Они – ничто, не для них мы пришли в этот мир, но они имеют власть над нами и не желают ее лишиться. Поэтому истинный пост не может быть без готовности на мученичество. Но осознаем ли мы это в себе? Готовы ли не просто исполнять церковные предписания, а действительно претерпевать гонения как от врагов видимых, так и невидимых? Ведь именно Великий пост дан нам как испытание, как проверка на наличие в нас Духа Христова, которым жили и во имя которого умирали мученики. Это время, в которое мы призваны встретиться с собой, вглядеться в свою душу и совесть, увидеть в нас и посреди нас присутствие другого измерения жизни.

Во время поста мы всю свою жизнь, всю свою волю направляем к Богу, ожидая Христова Воскресения, встреча которого будет для нас великой радостью. Пока же этой радости у нас нет, но есть чувство светлой печали. И печаль эта не житейская, но печаль высокая и чистая, печаль о жизни, растраченной на пустяки, запачканной всевозможной грязью, злобой, завистью, печаль о добре, которого не сделал, о красоте, мимо которой прошел, об истине, которую предал.

Но Христос, несмотря на множество наших грехов, не оставляет нас на нашем нелегком пути к Нему, как и не оставлял мучеников на пути их исповедания. Как мученики получали благодать Божию для силы духа и укрепления веры во время скорбей, так и мы во время поста на Литургии Преждеосвященных Даров приобщаемся Телу и Крови Христовым для укрепления нашей воли на пути шествия к Святой Пасхе. Но и сами мы не должны в свою очередь забывать делать все, что необходимо с нашей стороны. А именно, исполнять хотя бы то, что мы сегодня слышали из уст Премудрого Соломона, который говорит: «Храни здравомыслие и рассудительность… не отказывай в благодеянии нуждающемуся… не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе» (Притч 3:21, 27-30). Исполнив все это, мы исполним волю Божию и сможем, подобно мученикам, в брачных одеждах войти на пир Небесного Царя, в радость Светлого Христова Воскресения. Аминь.