- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Алексий Медведев. Продолжать дело нашего Спасителя

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

История Церкви доносит нам сведения о том, что до IV века нашей эры по всему Востоку Крещение и Рождество Господа нашего Иисуса Христа праздновались в один день под общим названием Богоявления [5].

Отныне Сам Бог пришел к людям во плоти (Ин 1:14), чтобы разделить с ними все их беды, исцелить и спасти их. Отныне долгожданное Царство Бога явилось в этом грешном мире. Ведь средоточием учения Христа было Царство Божье, – у евангелиста Марка мы читаем: «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:14-15). Греческое слово kairo,j, которое у нас переведено как «время», означает «пункт времени», «срок», поэтому смысл фразы «исполнилось время» заключается в том, что «исполнился срок, уже настал момент!». Нет нужды ждать более позднего времени! Ибо «приблизилось Царствие Божие», а точнее, по греческому оригиналу, «Царствие Божие уже здесь». А это для Израиля являлось событием вселенского масштаба. Ведь с давних времен в иудейском народе не угасала надежда на возможность воцарения Бога, на реальное осуществление Его Царства (Ис 52:7-9; Соф 3:14-15). И вот Иисус Христос провозгласил: «Царствие Божие настало!». Это и является Евангелием – благой вестью о пришествии Бога к людям [3].

И наша задача, как служителей Церкви, продолжать дело нашего Спасителя, нести весть о приходе Бога в мир. Ведь там, где принимается спасительное Слово Иисуса Христа в Его Евангелии, в Его Вести, наступает эсхатологическое спасение, исцеление, многостороннее освобождение человека и общества [2]. Святой апостол Павел, великий богослов и учитель раннехристианской эпохи, является ярким примером того, что дает людям это Евангелие Божье. В одном отрывке из первого послания к коринфским христианам, (который мы слышали сегодня за литургией), апостол рассказывает о том, к чему привела его беззаветная преданность Евангелию. Она открыла для Павла царственную свободу. Теперь, поскольку он свободен, ему нечего опасаться, он может служить всем, может быть вовлечен в любое общение, может отдавать ему себя всем своим существом. Он с полной ответственностью может придерживаться иудейских обычаев, избегая ненужных провокаций. Хотя сам он уже не чувствует себя подчиненным Закону, он из любви может уважать иудейские нравы (ср. Деян 16:3; 21:10-26). В общении с язычниками он может быть полностью независим от Закона Моисея, он связан только Законом Христа, законом любви, когда один носит бремя другого (Гал 6:2; ср. Рим 13:8-10). Он может теперь «стать для всех всем» (22 ст.).

И всё это не ради дешевого приспособленчества, но ради Евангелия, которое апостол Павел желает возвестить как можно большему количеству людей, для которого он желает «приобрести» (19 ст.) этих людей, то есть «обратить ко Христу» [1;4;6].

Действительно, Бог дал такую свободу и всем нам во святом крещении, Он даровал нам Святого Духа, присутствие Которого созидает нам подлинную свободу. И мы должны сохранять эту благодать истинной свободы, чтобы идти вперед к людям, чтобы успешно им служить и нести благую весть о Том, о Ком мы слышали сегодня за чтением Евангелия Божьи слова: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк 1:11). Эту благую весть мы должны нести людям, отдавая самих себя: всем своим существом. Мы должны, по мысли апостола Павла, прислушивается к тому, что волнует или страшит людей, сделать Евангелие понятным и приемлемым для людей. Евангелие должно достичь как можно больших. А это предполагает, что оно должно быть проповедано живым образом. Вестник должен входить в ситуацию людей, любить их [4].

Необходимо помнить, что Церковь должна стремиться включить в связь с Богом как можно большее количество людей. Эта миссия, которую мы называем служением человеческому спасению, вневременна – она была всегда и будет всегда [7].

Но как суметь самоотверженно входить в проблемы и ситуации других, чтобы проповедь Евангелия была успешной? Как достичь такой жертвенности? На это апостол Павел отвечает далее в своем послании (стт. 24-27). Он говорит о том, что надо интенсивно трудиться над собой, приводя примеры из спорта, столь близкие коринфским христианам, т. к. неподалеку от них проходили Истмийские спортивные игры. Первым примером является соревнование в беге: участник соревнования должен упорно тренироваться, себя в чем-то ограничивать. Если спортсмены, отказываясь от лакомств, уже так концентрируют свои силы, чтобы завоевать тленный венок победителя, то насколько большей самодисциплины требует жизнь христианина! Ведь речь при этом идет об обретении нетленного венца вечной жизни.

Далее, апостол говорит о кулачном бое. Речь идет о борьбе не против другого, а о борьбе с самим собой, которая должна быть нацелена метко и с большой дисциплиной. По словам апостола Павла, он стремится победить самого себя. Ибо изо всех сил он хочет избежать того, чтобы его жизнь прошла впустую, чтобы, проповедуя другим, сам он так и не смог достичь цели своей жизни [1;4;6]. Этим апостол высказывает увещание не только коринфянам, но и всем нам, будущим служителям Церкви; мы должны подражать великому апостолу Христову.

Итак, всем нам надо помнить, что проповедать другим и в то же время своею жизнью показывать все наоборот – означает полностью пренебрегать Божиим призванием. Если мы, будучи крещеными и являющимися наследниками Божьего Царства (Рим 8:16), и будучи служителями Церкви, будем думать, что нам гарантировано спасение и будем позволять себе жить таким образом: проповедовать о жертвенной любви Христовой, а поступать по другому, то с нами может случиться то, о чем говорил святой Иоанн Креститель, Предтеча и Вестник Христа, – который призывал, чтобы люди подготовили к пришествию Спасителя свои сердца и переменили образ жизни, – «не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк 3:8-9). Ручательство спасения, по мысли Иоанна Крестителя, не принадлежность к избранному народу Израиля, не иудейство как таковое, но только «плоды, достойные покаяния» (8 ст.), то есть добрые дела, вера, проявляющая себя в действии [2].

Будем же поступать по примеру и словам святых угодников Божиих, движимых Духом Святым и силой Господа нашего Иисуса Христа, совершенно по-новому направляя всю свою жизнь, чтобы люди, видя это, «прославляли Отца нашего Небесного» (Мф 5:16) и приобретали истинную веру в Него. Аминь!

Проповедь магистранта II курса библейского отделения академии Алексия Медведева, произнесенная навсенощном бдении в канун праздника Богоявления.


Использованная литература

1) Браун Р. Введение в Новый Завет: В II т. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. Т. II. С. 119-120.

2) Ианнуарий (Ивлиев), архим., проф. Евангелие от Луки. Беседы на радио «Град Петров». Беседы № 6 и № 9.

3) Ианнуарий (Ивлиев), архим., проф. Евангелие от Марка. Беседы на радио «Град Петров». Беседа № 3.

4) Ианнуарий (Ивлиев), архим., проф. Экзегеза 1 Кор. [Электрон. рес.].

5) Иоанн (Маслов), архим. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постой и Цветной Триоди. Киев: Издательство им. свт. Льва, папы Римского, 2003. С. 72-73.

6) Новый Библейский комментарий: В 3 ч. Б/м, б/г. Ч. 3: Новый Завет. Комментарий на 1 Кор 9,19-27. [Электрон. рес.].

7) Слово Святейшего Патриарха Кирилла на приеме в Гостином дворе по случаю второй годовщины интронизации. (http://www.patriarchia.ru/db/text/1401688.html).