- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Андрей Волков. О свободе и благодати

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие отцы, братья и сестры!

В сегодняшнем апостольском чтении Святая Церковь предложила для размышления строки из Послания к Галатам святого апостола Павла. Центральным смысловым стержнем этого Послания является идея о свободе и благодати. Можно с уверенностью сказать, что это самое главное, о чем учил и проповедовал апостол Павел.

Из самого послания мы узнаем, что галатийская община, которую основал апостол, отпала в иудаизм. Одной из причин было то, что галаты как люди варварского происхождения не смогли понять и принять благовестие свободы и благодати. Примитивная проповедь иудаизма с детальной регламентацией, что можно делать и что нельзя, оказалась для них гораздо более понятной и приемлемой для жизни.

Но была и другая причина отпадения общины, причина, актуальная и сегодня. Галатия стала провинцией Римской империи еще до Рождества Христова, но римляне медленно вводили туда европейскую цивилизацию, из-за географической удаленности и из-за культурной неразвитости этого народа. Но все же приблизительно в середине I века началась интеграция галатов в область общеевропейской культуры.

Процесс этот проходил непросто. Обычно римляне основывались на религиозной традиции. Римляне разделили религии провинций на дозволенные и недозволенные. Дозволенные, предсказуемые, в понимании римлян, – это старые формы язычества и иудаизм. Этот комплекс назывался легальными религиями, официальными. Как правило, такие религии и строились на регламентации, что можно делать, а что нельзя, отличаясь крайними ригористическими предписаниями.

После проповеди апостола Павла в Галатии туда пришли иудейские проповедники и стали давить, в том числе, и на то, что новая вера будет неугодна римским властям. А затем предложили простой вариант: в душе оставаться христианами, а внешне выполнять иудейские предписания и правила, чтобы не навлечь гнев римлян. Более того, для приверженцев разрешенных религий вводились некоторые государственные преференции в виде снижения налогов, бесплатных подачек по праздникам и даже освобождение от службы в армии для юношей из знатных семей.

Соблазн внешнего благополучия, внешней стабильности жизни тоже стал причиной отпадения галатийской общины.

Все это дела давно минувших дней. Прошли столетия. Еще четверть века назад в нашей стране христианство было гонимо, гонимо даже в последние брежневские годы, когда за принадлежность к вере Христовой уже не убивали и открыто не преследовали. В любом случае человек, который говорил: «Я – христианин», – становился маргиналом и неблагонадежным. На хорошую работу устроиться было невозможно, люди смотрели косо, как на ненормального, впереди была только жизнь на обочине.

Сегодня все радикально изменилось, христианство, православие становятся практически официальной идеей даже на государственном уровне. С одной стороны, это замечательно, а с другой стороны – не совсем хорошо, потому что в Церковь стали приходить люди и называть себя православными, которые к православию не имеют никакого отношения.

Вариант такого православия может выглядеть примерно так: богатый человек построил себе большой дом, купил очень дорогую мебель, и в довесок ко всему ему нужна очень дорогая икона из Софрино, а лучше из Греции и, непременно, – в золотом окладе. Для подобного явления даже придумали термин – православие-лайт, облегченный вариант православия.

Не все это, пока, поняли, но это очень опасная тенденция в церковном обществе, потому что этим путем уже прошел Запад, и сейчас видны печальные последствия этого.

В середине XX века один очень известный немецкий богослов Дитрих Бонхёффер, который был знаком и с православной традицией, написал книгу «Цена ученичества», в ней есть рассуждения о «дешевой» благодати, путем которой идут все западные христианские конфессии.

Что такое «дешевая благодать?» «Дешевая благодать» – это проповедь, после которой никто не хочет каяться, «дешевая благодать» – это Евхаристия, перед которой не нужно идти на исповедь, «дешевая благодать» – это жизнь, которой не нужен крест. Запад тогда не понял этого богослова, думали, что война – не время для подобных размышлений, а он уже понимал, что путь, который избрала западная христианская цивилизация, неверный.

И сегодня становится ясно, что такой вариант Церкви, такой вариант христианства обществу не нужен. Апостол Павел еще раньше понял, что у многих будет искушение пойти легким путем. Поэтому он говорит в Послании к Галатам: «Но те, которые Христовы, распинают свою плоть со страстями и похотями».

Есть некая внешняя сторона жизни, а есть внутренняя, они порой не совпадают. Иногда декларируется то, что православием не является. Окружающие люди и Господь Бог измеряют христиан не декларациями, а именно жизнью. А жизнь христианина – это распятие того самого облегченного, дешевого православия и изгнание его из собственной жизни.

В качестве примера можно привести притчу. Действие происходит в XIII веке. В одном галатийском, а ныне турецком городе жил мудрец. Это был очень серьезный, очень умный человек, к которому приходили за советом, за наставлением из других стран.

Однажды к нему пришла женщина с юным сыном и пожаловалась на то, что ребенок очень любит сахар и постоянно его ест. Женщина просила мудреца хоть как-то повлиять на ребенка, сказать ему что-нибудь, чтобы тот прекратил есть сахар, потому что это вредно для здоровья.

Мудрец внимательно посмотрел на маму, посмотрел на мальчика и просил их прийти через три недели. Мама удивилась, пожала плечами, но подумала, что наверняка этот уважаемый и мудрый человек будет молиться и поможет мальчику.

Через три недели они пришли. Но никаких изменений с мальчиком не произошло. Старец опять посмотрел, опять вздохнул, помолчал и снова просил прийти через три недели. Мама подумала, что мудрец решил усилить молитву.

Через три недели она опять пришла к нему. И тогда старец подозвал мальчика и спросил, зачем тот ест так много сахара, хотя это вредно. И мальчик ответил, что, поскольку мудрец советует не есть много сахара, то он послушается. И гости ушли.

Мать в полном недоумении попросила сына подождать ее на улице, а сама пошла к старцу с вопросом, неужели нельзя было сразу сказать мальчику, чтобы он не ел сахар. И старец ответил: «Я не могу никому сказать: не ешь сахар, если я сам это делаю, у меня тоже привычка есть сахар. И я думал, что за три недели я с ней справлюсь. Не справился. Еще три недели. Еле-еле справился».

Речь о том, что Православная Церковь в течение семидесяти лет испытывалась солью, а сейчас она испытывается сахаром, и неизвестно, какое испытание тяжелее.

Так давайте же братья и сестры будем со всей ответственностью нести свой жизненный крест, чтобы вместе с апостолом в любой жизненной ситуации воскликнуть: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».

Аминь.

Проповедь студента II курса библейского отделения академии Андрея Волкова на Божественной литургии в академическом храме 25 сентября 2011 г.