- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Чтец Александр Простяков. Весь мир призван к единству

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной литургией мы с вами слышали отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам. Центральная тема данного послания в том, что Христос даровал людям, которые находятся во вражде с Богом и друг с другом, путь к единению и миру. Этот путь, как благую весть, проповедует Церковь всему миру.

Апостол Павел начинает свое увещевание следующими словами: «Я, узник в Господе, умоляю вас» (Еф 4:1). Ради проповеди Благой вести и веры во Христа он находится в узах и оковах. Но узы не связали его любви и оковы не ослабили веры святого апостола, у него только желание и молитва о том, чтобы христиане жили и творили дела достойные Господа, чтобы свет их веры сиял перед людьми: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф 4:1). Христиане имеют призвание от Бога, в нем они и должны пребывать: все мы являемся детьми Божиими, светом мира и солью земли. Господь призывает людей получить обетованное наследие, но при этом ожидает от всех нас отклик на Его призыв и достойный образ жизни.

Апостол Павел перечисляет христианские добродетели, не соблюдая которые человеку будет невозможно иметь единство с Богом и окружающими людьми. Вначале он говорит о смиренномудрии. В античном мире этим словом обозначалось качество, презираемое людьми, по мысли древних, достойный человек тот, который знает себе цену. Но, как правило, такие люди являются гордыми и высокомерными, а Христос был «кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29). Именно смирение является противоположностью гордости, тщеславия и превозношения, которые разъединяют людей. В том месте, где человек встречает своего ближнего взаимным уважение, там сохраняется единение христианского духа.

Вторая добродетель, о которой говорит апостол Павел – это кротость. Если смиренный человек меньше всего старается думать о собственном величии, то человек кроткий – это тот, который имеет контроль над своими порывами и желаниями. Раздражительность не должна быть свойственна христианам, так как Сам Христос является кротким и нас с вами призывает быть таковыми.

Третья добродетель, упоминаемая апостолом Павлом – это долготерпение. Человек терпеливый – это тот, который смог стяжать в себе благодать Святого Духа. Его спокойное состояние ничто не может потревожить, поскольку самые страшные демонские силы не в состоянии сокрушить силу Божию в человеке. Долготерпеливый человек всегда сохраняет себя от злых поступков, так как внутри его души присутствует отблеск Христова Царства. В повседневной жизни без терпимого отношения людей друг к другу невозможен прочный мир и единство. Апостол Павел учит быть долготерпеливым и стараться всепрощающей любовью восстановить нарушенное единение духа: «Снисходя друг ко другу любовью» (Еф 4:2).

Любовь – это высшая христианская добродетель. Ведь любовь, это не наше собственное свойство, но дар Божий, который мы получаем по нашей вере, участвуя в церковных Таинствах. С нашей стороны мы должны возгревать в себе этот дар, как говорит апостол Павел в сегодняшнем послании, нам необходимо стараться хранить его, как связующие всех нас узы в Тело Христово, в Котором нет ни вражды и разделения, но царит Сам Господь, Который «есть мир наш» (Еф 2:14).

Весь мир призван к единству, но все человеческие усилия устроить единство и нерушимый мир являются тщетными, потому что единство, так же как и любовь – это дар от Господа. Церковь как Тело Христово в целостности созидается Святым Духом. Христос призывает и объединяет нас в одно Свое Тело, скрепленное общей верой. Бог каждого из нас возлюбил даже до смерти, всем нам приобрел блаженство вечной жизни Своей Кровью и Он завещал нам мир и согласие.

Таким образом, истинное единство во Христе у нас будет не тогда, когда мы станем требовать друг от друга безупречности, а когда будем во всем снисходить друг к другу: терпеть, смиряться и проявлять кротость. Ведь все мы части одного и того же Тела Христова, мы все Его чада. Аминь.

Проповедь студента I курса магистратуры чтеца Александра Простякова, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, 18 ноября 2018 года.