- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Чтец Артемий Торопов. Оценить себя перед Богом и совестью

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Ваше Высокопреосвященство, отцы, братия и сестры! Песнопения Триоди, служба Недели о Страшном Суде наполнены страхом и трепетом перед грядущими событиями, которые ожидают каждого из нас.  «Помышляю о том дне и часе, когда предстоит нам всем нагими и подобно осужденным неподкупному Судии предстать». Но вместе с этим, здесь есть и надежда: «аз окаянный обрящу Царствия Небеснаго неизреченное наслаждение». По мысли святителя Феофана Затворника, знание о Страшном суде необходимо для каждого, чтобы «грешник не давал себе воли, а если уж случится нагрешить, поскорее обращался опять ко Господу и каялся».

Но для человека далекого от церковной жизни это может показаться странным. Страшный Суд?! Но разве я здесь не настрадался, не повидал ли зла в этом мире?! А теперь меня будут судить там, в загробном мире. И у человека сразу же возникают картины вечного огня, мрака и то, как будут его мучить.

Никто там не был и не знает, что там, но очень трудно представить себе, что Бог именно это уготовил для человека. Но на самом деле там Бог нас будет встречать с жалостью о том, что мы целую жизнь, так бесплодно прожили и так испортили ее для себя, не говоря о других; Он будет испытывать жалость к нам и сострадание к нам и только скажет: Я был наг, и вы не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф 25:36).

В Книге Премудрости Иисуса, Сына Сирахова мы находим такие слова: Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь (Сир 7:39). Польский режиссер, Кшиштоф Занусси размышляя о своем творчестве, словно повторяет слова Священного Писания: «Смерть — это ПРОВЕРКА всех моих ИДЕАЛОВ всех моих чувств, это проверка моей любви к людям, к Богу. И поэтому я всегда пользуюсь смертью как такой лакмусовой бумажкой, которая показывает — если в сравнении со смертью что-то имеет значение, значит, это на самом деле имеет значение».

Песнописец ясно указывает на то, что во время последнего Суда, мы будем стоять перед Судьей, словно обнаженные и осужденные, ничего не будет укрыто от Его взора, точно так же, как мы ничего не может спрятать он нашего внутреннего суда, суда нашей совести.

Все то, что мы когда-то сделали и забыли или попытались забыть, все то, что мы могли для кого-то сделать и не сделали – это все мы увидим вновь в самых неприглядных деталях. И никому не будет дела, почему все получилось именно так, никакие оправдания не помогут: я не подумал, я не хотел… Все слишком поздно: нет голоса, чтобы что-то сказать, нет слез, чтобы горестно заплакать, нет рук, чтобы закрыть лицо от стыда, нет ног, чтобы пасть на колени и просить прощения. Осталась только невыносимая боль и стыд. И это не закончится, потому что понятия времени больше нет. Боль физическая имеет свои пределы. Если эта боль очень сильная, то мозг отключает рецепторы, отвечающие за болевые сигналы, и человек теряет сознание. У душевной боли нет конца. Священные книги любой религии говорят о том, что боль души без тела – безгранична.

Боль души – это боль от совершенного греха. Но мы никогда не измеряем, что с нами произошло за минувшую неделю, за месяц, за год. Мы никогда не оцениваем, в каком состоянии мы находимся, подымаемся или опускаемся, так как сознание фокусируется на других проблемах. Мы постоянно забываем о смерти и о том, что будет после нее.

Грядущее время поста предназначено для того, чтобы заглянуть в свою душу, задуматься о вызовах вечности. Пост заставляет человека оценить его реальное духовное состояние, причем оценить себя не перед другими людьми, где он будет себя оправдывать, но чтобы ОЦЕНИТЬ самого СЕБЯ ПЕРЕД БОГОМ, перед своей совестью.

Смысл поста – перемена человеческой личности от темного к светлому, от греховного к праведному, от состояния вражды к состоянию мира с совестью. Другой цели поста быть и не может. Ограничения в пище, развлечениях, многочисленные поклоны, молитва, это не самоцель, ЭТО ТОЛЬКО СРЕДСТВА, чтобы достичь этой перемены. Люди, которые проходят через это состояние, никогда не смогут отказаться от опыта поста, так открывается глубина бытия человеческого и сила Божьего присутствия в нашей жизни.

Давайте же во время поста по слову преп. Ефремаа Сирина «позаботимся исправить жизнь нашу, пока есть время», давайте вспомним и о тех, кто нуждается в нас, окажем им помощь, чтобы после смерти не задавать себе вопрос: за что мне это наказания? Но услышать на Страшном Суде слова Христа: Я был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня (Мф 25:36). Аминь.

Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Артемия Торопова,  произнесенная за всенощным бдением в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю мясопустную (о Страшном Суде) 5 марта 2016 года.