- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Чтец Давид Хачатурян: Быть верными до конца.

Приказ захватчиков беспощаден: каждый без исключения должен подойти к иконе, плюнуть на нее, и только после этого невредимым перейти на другую сторону реки. Рядом со святыми изображениями стоят солдаты с обнаженными мечами, и всякий, кто откажется от подобного действия, будет тут же казнен. И вот,  в замирании сердца перед образом становится первый человек…

Легко ли быть верным? И что такое верность? В чем ее сила, и чем она отличается от привычки? Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, именуется Торжеством Православия. День, который очень ярко показывает каждому из нас силу человеческой верности. Исторически это событие связано с восстановлением иконопочитания. После страшных гонений на святые иконы, в IX веке при византийской императрице Феодоре созывается собор, который еще раз осуждает иконоборческую ересь, и воздает должное почтение святым иконам.  Но, к сожалению, для многих из нас все эти события не больше чем далекая история. Уже мало кто вспоминает тех людей, чьи подвиги и труды сохранили чистоту нашей с вами веры. Мало кто вспоминает, как эти люди терпели боль и скорбь, голод и скитания, как они принимали мучительную смерть. И все это ради того, чтобы сохранить верность Христу и Его Святой Церкви. На них восставали, окружая бесчинствами, их презирали, их гнали, но они не предали истину. Ведь истина оказалось для них превыше всего, превыше самой жизни. Они жили этой истиной, они ею дышали, и шли ради нее до конца. Жизненный путь этих людей был крайне сложен, но именно он оказался той узкой тропой, ведущей в Царство Небесное. Они были малым стадом, но врагу не удалось их одолеть, ведь тылом для них был Сам Христос. Как и во все времена, Он был тылом для тех, чьи силы уже были на исходе, кто падал от ударов, но вставал и шел до конца. Шел к тому пути, Который сказал: «Я есть Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6). Верность Христу проявляли не только мужественные и сильные, но даже беспомощные дети, чей подвиг приводил в недоумение мучителей. И мы имеет массу примеров, когда сила человеческого духа превосходила абсолютно любые испытания. И вот, один из них.

Грузия,  XIII век. Небольшое православное государство попадает под власть среднеазиатского царевича Джелал-ад-Дина. По его приказу взяты в плен местные жители, и им предстоит сделать, пожалуй, самый серьезный выбор в своей жизни. Возле моста, под которым протекает река Кура, захватчики располагают святые иконы, те самые иконы, перед которыми склоняли свои колени на протяжении многих веков тысячи грузин. Приказ беспощаден: каждый без исключения должен подойти к иконе, плюнуть на нее, и только после этого невредимым перейти на другую сторону реки. Рядом со святыми изображениями стоят солдаты с обнаженными мечами, и всякий, кто откажется от подобного действия, будет тут же казнен. И вот,  в замирании сердца перед образом становится первый человек. Он взирает на него, склоняет перед ним свою голову, и последний раз в своей жизни прикладывается к нему. Тут же на глазах тысяч его сограждан ему отсекают голову, а окровавленное тело бросают в воду. Та же самая участь постигла и следующего за ним, и так продолжалось до вечера. В тот день казнили около ста тысяч человек, которые не надругались над своими святынями. Они шли, преклоняли перед иконами свои головы и после этого, уже обезглавленные, падали в реку. На все это в недоумении смотрел Джелал-ад-Дин, который так и не сумел устрашить и поработить православных грузин.

Сегодня с нами так не поступают. Мы живем в очень благоприятное время. Нам много разрешается, нас не притесняют, нам не запрещают открыто исповедовать свою веру, нас не гонят и не убивают, и многие из нас привыкли к такому комфорту и спокойствию. На фоне этого мы мечтаем о красивой жизни, о семейном счастье, о материальном достатке, и вроде бы в этом нет ничего плохого, но мы не замечаем того, как вера для нас становится делом привычки. Христос становится для нас привычкой. Внешнее благополучие притупляет в нас живое религиозное чувство. Мы знаем, что Бог есть, что Он все видит и обо всем промышляет, но от этого мы не становимся к Нему ближе. Мы перестаем ценить предоставленную возможность посетить Его Святой храм, помолиться перед святыми иконами, открыть перед ними свое сердце, излить душу. Церковная жизнь превращается для нас в рутину. То, ради чего люди отдавали свои жизни, становится для нас привычкой, и не более того. А ведь каждый из нас призван во что бы то ни стало сохранять истину и, если надо, пойти ради нее на смерть.

В жизни человека порой происходят события, которые ставят перед ним выбор: совершить предательство, отступить от истины и получить лавры, или же сохранить верность, но при этом претерпеть гонения или даже саму смерть. Этот выбор в любой момент может стать и перед каждым из нас, и от того, какое решение мы примем, будет зависеть наша посмертная участь. Но чтобы не случилось в нашей жизни, мы всегда должны помнить, что рядом с нами Господь. Он всегда поддержит нас, Он никогда не оставит, как он не оставлял тех, чей подвиг подарил нам сегодняшнее торжество. Мы порой оставляем и предаем Его своей жизнью, но Он всегда ждет наше покаяние, и по-отечески готов принять нас в любую минуту нашей жизни.

Будем же, дорогие отцы, братья и сестры, всегда и в любых условиях стараться сохранять верность Христу и Его Святой Церкви. И как бы ни было нам страшно, больно и трудно, как бы ни опускались наши руки, чаще вспоминать слова сказанные Христом в Евангелии: «Не бойся, малое стадо, ибо благоволил Отец ваш дать вам Царство». (Лк. 12, 32).


 Проповедь магистранта Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Давида Хачатуряна, произнесенная им 8 марта 2014 года на всенощном бдении накануне Недели Торжества Православия в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова