- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Чтец Глеб Киреев. Удел Богородицы

Сегодня, братья и сестры, один из многих дней, в которые мы особо чтим Богородицу. История праздника Покрова интересна и не однозначна, а столь широкое празднование этого исторического события в нашей стране тем более удивительно. Ведь не секрет ни для кого из нас, что по одной из версий жители Константинополя молились о сохранении своего города от осаждавших его варваров, среди которых могли оказаться и наши с вами предки. Однако, этот факт нисколько не мешал, и не мешает нашему народу чтить этот день, называть в честь праздника Покрова множество храмов и монастырей, что нельзя встретить в греческих Церквах, которым, казалось бы, куда больше следует радоваться этому событию, и хранить память о нем. Но, мы будто гораздо больше радуемся военному поражению наших предков, чем наследники их победителей! – Но, так ли это? – Думаю, нет. В множестве источников, повествующих нам о житии святого Андрея, Христа ради юродивого, сложно точно установить историческое событие, связанное с явлением ему Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви, и стоит ли нам обращать на это столь пристальное внимание? Ведь здесь куда важней, что святому человеку, свидетельству которого Церковь доверяет, явилась Пресвятая Дева, Богородица – слезно молящаяся своему Сыну и нашему Господу, чтобы молитвы Ее были приняты, и Она сама уже возлагает на нас свой покров, сохраняя от всех врагов: видимых и невидимых. Среди христианских народов существует обычай посвящать какие-то области, а иногда и целые страны Божией Матери. Пресвятая Богородица носит титул королевы Польши, Ей принадлежат многие страны южной Америки, Она госпожа Ирландии, в число Ее уделов входят и святая гора Афон, и наше государство. Можно не сомневаясь сказать, что Богородица является могущественнейшим феодалом в истории. Так ли это на самом деле? Вопрос, достойны ли те народы, которые дерзают считать, что являются подданными Богородицы, остается открытый! Ведь если мы говорим, что живем в уделе Богородицы, то и наши слова, поступки, намеренья, сама наша жизнь должна свидетельствовать об этом факте. Но, здесь видится и другая проблема. Многих возмущает подобное почитание Матери Божией. Например, протестантские общины часто говорят, и весьма оправдано, что наш Царь и Господь – Иисус Христос. Так почему же мы тогда обращаемся к Марии со словами «Пресвятая Богородица спаси нас», когда спасает нас Христос!? Возможно, сегодня мы еще раз призваны задуматься, почему мы так почитаем Пресвятую Деву. Вспоминаются слова одного английского писателя и философа, в своем эссе о Рождестве Христовом, он размышляет об этой проблеме: «Но Рождество очевиднейшим образом связано с тем, что считают (никак не пойму, почему) спорным и надуманным, — с поклонением Пречистой Деве. Взрослые моего детства требовали убрать из церквей Ее статуи с Младенцем. После долгих препирательств примирились на том, что отняли у Нее Младенца, — хотя, если рассуждать логически, с их собственной точки зрения, это должно быть еще хуже. Может быть, Мать не так опасна, если Ее обезоружить? Во всяком случае, все это похоже на притчу. Нельзя отделить статую матери от новорожденного ребенка, младенец не может висеть в воздухе, собственно говоря, вообще не может быть статуи младенца. Точно так же не можем мы подумать о Нем, не думая о Матери. В обыкновенной, человеческой жизни мы не можем прийти к новорожденному, не придя тем самым к его матери; мы можем общаться с ним только через мать». – Возможно, именно такой ответ на вопрос о почитании Пресвятой Девы и является самым верным и исчерпывающим. Это мы можем видим и в нашей церковной традиции, и в Священном Писании. Почти на все богородичные праздники (кроме Благовещения) у нас читаются одни и те же чтения, из Евангелия от Луки, где Дева Мария является далеко не главным действующим лицом. Матерь Божия, одна из самых таинственных личностей в Писании, о ней почти не говорится, но при этом она всегда присутствует, и всегда со Христом. Рядом с Ним Она была в Его детстве и юности, рядом с Ним Она была в Его путешествиях, рядом с Ним Она стояла и у Креста. Послушайте, как русская поэтесса Анна Ахматова пишет о последнем, мной перечисленном, событии: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Мы не можем понять, да собственно говоря, и нам не проникать в тайну их взаимоотношений, Матери и Сына. Нам остается лишь признать тот подвиг, что совершила юная Дева, ответив Ангелу, посланного Богом: «се раба Господня», тем самым взяв на себя нечеловеческое служение. В восточной богословской традиции практически не встречается термин «Мариология», о чем косвенно свидетельствует и наша иконография. Почти все иконы Богородицы без Младенца идут от традиции изображения Благовещения, но в остальных случаях, действительно, не возможно представить Богородицу без Христа. Кому, как не нам прибегать к Ней, прося о заступлении. Тут встает встречный вопрос всем тем, кто отвергает почитание Богородицы: почему мы не должны к Ней обращаться? Сегодняшний праздник, как раз и призван показать нам, что наша молитва услышана, что все мы находимся под Покровом Богородицы, живем в Ее уделе. Аминь. Проповедь студента 4 курса бакалавриата Духовной Академии чтеца Глеба Киреева, произнесенная 14 октября 2016 года, за Божественной Литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.