- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Чтец Иоанн Моисеев. Увидеть грех

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры! Святая Православная Церковь как чадолюбивая мать не сразу вводит нас на поприще Поста, зная, что без должной подготовки человек может приуныть и ослабеть в любом, даже самом благом деле. Поэтому перед Великим постом Устав назначает три подготовительные седмицы, которые постепенно приуготовляют душу человека к подвигу. Неделя о мытаре и фарисее – первая из них, а грядущая седмица будет сплошной, поскольку ради посрамления фарисейства пост в среду и пятницу отлагается.

Сегодня за Божественной литургией в Евангельском повествовании апостола Луки мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о мытаре и фарисее. В этой притче Христос демонстрирует слушающему Его народу два образа молитвы людей. Первый – это самовлюбленный фарисей, надменно сравнивающий себя с другими людьми и осуждающий их за различные пороки и прегрешения. Хотя он и благодарит Бога за свое «благочестие», но все же свои достижения приписывает только своим силам, и никак не помощи Божией. Второй человек – это образ кающегося мытаря, осуждающего себя и твердившего только: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику» (Лк. 18.13).

Фарисеи, как мы знаем из истории, – это религиозно-общественное течение, и вместе с тем древнееврейская философская школа в Иудейском царстве, учение которой основывалось на иудейском праве, то есть на законах и установлениях, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. Проще говоря, фарисей – это законник.

Слово мыта́рь связано с корнем мыт, что значит место для взимания торговых и проезжих пошлин по суше и рекам. Отсюда мыта́рь – это сборщик податей, в современном понимании – таможенник, налоговый инспектор или судебный пристав.

Стоит заметить, Евангелист Лука указывает, что слова этой притчи были обращены к людям, которые были уверенны в своей праведности и уничижали в связи с этим других (Лк 18:9). Нередко и мы с вами ощущаем, не то чтобы свою праведность, но кажущуюся нам невинность и правильность, когда соблюдаем посты, молитвенное правило, подаем милостыню, регулярно читаем Священное Писание и участвуем в Церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Может показаться, что живем мы не плохо, практически никого не обижаем и так далее. Свт. Феофан Затворник, рассуждая о состоянии фарисея, пишет: «Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того находящимся в порядке пред Богом».

Но насколько же объективно такое ощущение и самосознание? И не несет ли оно в себе определенной опасности? Дело в том, что для человека, если так можно выразиться, «пропуском» в Царство Небесное является умение видеть свой грех и признавать его как ошибку. Недаром в Великом посту мы будем молиться словами преп. Ефрема Сирина: «Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения». Без этого первого шага – видения своих грехов – невозможно дальнейшее развитие духовной жизни. А как мы знаем, духовное развитие подобно человеку, плывущему против течения, или восхождению в гору, которая тут же сбрасывает вниз останавливающихся на пути к совершенствованию. Следовательно, в нашей жизни необходима постоянная борьба с самим с собой как в духовной и душевной, так и телесной сфере. Все мы помним слова Христа «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Мф. 5.48).

Не признавая своей вины, человек замыкает дверь изнутри, и достучаться до него становится сложно даже Богу. Именно таким тяжелейшим духовным недугом поражен диавол и его падшие ангелы, что мешает им принести покаяние и вернуться к Богу. В такой ситуации мы можем говорить только о духовной деградации – она и постигала фарисеев и прочих законников, которые сохраняли только видимость благочестия, исполняя все предписания закона. В конечном итоге это вылилось в то, что в контрольный, решающий их судьбу, «судный» момент они отвергли Христа… Как бы и нам с вами в подобной ситуации, стоя на Страшном суде, не отвергнуть Господа нашего Иисуса Христа, и тем самым не осудить себя на вечные муки и тоску по Богу, закрыв изнутри дверь своего сердца от Божией Любви.

 Поэтому каждому человеку стоит очень внимательно относиться к себе, непредвзято анализировать свои проступки и согрешения и, несмотря на всю неприятность этого, уметь признавать свою вину как перед собой и окружающими, так и тем более перед Богом. И тогда у нас, согласно молитве преп. Ефрема Сирина, не будет желания и времени «осуждати брата моего» или пытаться вынуть у него из глаза сучек, имея у себя в глазу огромное бревно (Мф 7:4-5), которое мы никак не хотим видеть, ни под каким предлогом.  

Проповедь студента II курса магистратуры Библейско-богословской кафедры чтеца Иоанна Моисеева, произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю о мытаре и фарисее 21 февраля 2016 года.